Дружба за конфеты, безопасность за карандаш
Вымогательство – детское, проблемы – взрослые...
Мама первоклассника спрашивает, как быть: прямо на уроке у ее сына мальчик отобрал карандаш и сказал, что отдаст, только если тот ему принесет пива и сигарет. Ее интересует, как научить ребенка не поддаваться на подобные провокации, правильно на них реагировать.
Я разговариваю с ребятами.
– Мне один раз Сережа говорит: дай десять рублей, и мы тебя не будем бить после школы, а я сказал, только попробуйте, и он засмеялся… Да-а, если я не приношу в школу конфеты, девочки со мной не дружат… Когда у меня начинают отнимать какую-то вещь, я говорю, что сейчас позову учительницу, все ей скажу, и они боятся.
Выяснилось, что подобные ситуации нередки. И проблема, конечно, не в детях: манипулятивная стратегия поведения взрослых неосознанно «считывается» ими и воспроизводится. Однако когда такая модель оформляется и отрабатывается в детских коллективах, нам становится страшно за детей. Что делать?
Разумеется, самое лучшее – быть уверенным: ребенок воспитан так, что начинающему шантажисту и в голову не придет подойти к нему. Не к каждому подходят, не в каждом видят жертву. Это вовсе не значит, что с первых дней жизни надо поощрять агрессивное поведение ребенка, учить «давать сдачи» и «быть понаглее». Ведь заботиться о том, чтобы ребенок занимал только доминирующие позиции, – значит, самому не мыслить жизни вне этой модели. Однако такой подход вряд ли обезопасит вашего ребенка. Сегодня он запер кого-то в туалете, а завтра мальчики посильнее запихнут туда его самого. Дома внушили дочке, что она «всегда главная», но в школе о ней так не думают.
Хорошо, если ваш ребенок уверенный: речь, голос, взгляд, манера себя держать, чувство собственного достоинства. Такой более защищен как от посягательств извне, так и от своих некрасивых поступков.
Подумаем: не только ребенку, но и взрослому порой бывает трудно понять, блефует угрожающий или на самом деле готов исполнить угрозу. Надо бы это обсудить – а человек боится или не умеет. Больше всего боится и меньше всего умеет тот, кто приучен к подчиненной психологической позиции: я ниже мира, я ниже других людей («я хуже всех детей») – такой и попадается. Еще тот, кому не доводилось принимать самостоятельных решений. Он теряется, если рядом нет никого, кто бы посоветовал. И конечно, люди с негибким поведением: шаблоны и внушения очень часто мешают действовать необычным способом, спасительно.
Поздно спрашивать, как мы умудрились вырастить ребенка и не дать ему базового итога детства – доверия себе и миру. Но никогда не поздно учить ребенка не застревать в состоянии зависимой беспомощности.