Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2009
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Когда вырасту, я обязательно стану...

Мы уверены, что эта фраза ребенка – пустая фантазия. Но оказывается, что такое обещание, данное самому себе, может пройти через всю жизнь человека как существенное – и неосуществленное желание

Если пролистать многочисленные интернет-разговоры о детских мечтах и реальных профессиях людей, окажется: в детстве нас больше всего привлекает благородный труд врача, учителя, машиниста, летчика, моряка; интересная работа археолога (историка), астронома; творческие профессии художника, танцора, писателя, режиссера. И вот это: продавцом воздушных шариков! Изготовителем цветных карандашей или кресел из крема и диванов из суфле!
И даже «работать в светофоре» – быть человеком, который сидит внутри и переключает цвета. Еще рыцарем – оборонять замки и ходить в доспехах. Или тетей из хозяйственного магазина: «Волшебная тетя резала клеенку: ножницы большие, линейки...
и запах. Ах, как она резала!»
…Это не детская глупость – образы, которые ребенок примеряет на себя. В них прочитывается естественное стремление быть значимым и признанным, уметь что-то делать по-настоящему – красиво, с душой. А вот ситуация, когда общество намекает или прямо заявляет молодому человеку на пороге взрослой жизни, «оставь надежду, всяк сюда входящий», – не истинна.
Это даже не «правда жизни», а житейский стереотип, жалкий и въедливый. Ведь никто не ответит, почему во взрослой жизни «хорошо» – это когда невмоготу и не к душе; почему «зарабатывать деньги» важнее, чем получать удовольствие от работы, и откуда взялась привычка судить о человеке по его профессии.
Отчасти эту тему раскрывают личные истории, которые мы сегодня публикуем.

 

«Хотел, но мама сказала…»

…Сколько себя помню, всегда танцевала и всячески выкаблучивалась. Конечно же, хотела стать танцовщицей. Но не стала. Мама сказала, что это не профессия, а увлечение. Я работаю экономистом, но все равно танцую. Для себя.
…Все детство, всю школу говорила, что буду работать в садике. Умный папа уговаривал: «Не ходи на дошкольное, иди на иняз! Пойми: английский всегда будет маслом халтуры на твой хлеб зарплаты». Так оно и вышло.
…Я в детстве хотела стать летчиком – папа сказал, что самолеты разбиваются и летчики умирают. Потом хотела стать археологом – папа сказал, что можно откопать неизвестную болезнь и умереть. Стала я налоговым инспектором.
…Мне очень быстро объяснили, что петь, рисовать, писать стихи – это не профессия, а призвание. А желаемую профессию получить не так-то просто. Во всяком случае, сейчас я работаю на конфетной фабрике. Стихи, правда, продолжаю писать.
…Пойти учиться на менеджера меня толкнуло ни в коем случае не призвание, просто родители сказали что этот вуз (ВШЭ) – лучший в России. Наврали. Результат: побыстрее заканчиваю за четыре года (бакалавром), а потом куда угодно, только не в управление, экономику и иже с ними.
…Я с детства сочиняла, писала, даже публиковалась, но папа мне запретил поступать на журфак, сказал: «Вторая древнейшая профессия, куда тебе!» Я поступила на факультет социального менеджмента, закончила. Потом курсы в Оксфордском университете. Закончила. С осени пойду еще что-то учить, не знаю пока что.
…Девочкой очень хотела быть медсестрой, мне и сейчас нравится помогать людям – не словами, а делом. По настоянию родителей стала бухгалтером, хотя с математикой не дружу. Работаю через силу.
…Я себя видела в белом халате, а мама (она врач) сказала, что только через ее труп! Отдали в музыкалку, но как мне все время хотелось бросить эту музыку! А теперь ничего, преподаю в музыкальной школе. Адский труд, скажу я вам.
…Меня тянуло к воде, и я хотел быть водолазом лет до 12! Потом мне отец сказал, что у нас в стране водолазы только жмуриков из водоемов вылавливают. Стало противно.
…Всей душой стремился стать ветеринаром, ходил в зоокружок. Но мама мне сказала, что меня отправят в деревню лечить коров и свиней. У меня же тяга была к собакам. И я передумал.
…Чем я только не занималась! Мой дед хотел, чтобы я была пианисткой, бабушка хотела, чтобы я была гимнасткой, а мама водила меня в кружок рисования. А в итоге я учусь на экономическом факультете.
…Сначала – певицей. А потом – программистом, даже готовилась поступать в технический вуз. Но однажды в школе прошла тест по профориентации, и вышло, что я прирожденный педагог. Вот и пришлось поступать в педагогический. И стала я детским психологом, причем сейчас очень в своей специальности разочаровалась.
…Родственники, приходя в гости, каждый раз с сахарной улыбкой спрашивали: «А ты уже решила, что хочешь стать историком?» Ага, у меня мама известный историк. Поэтому истфак стал единственным факультетом, на который я не поступала. Мама сказала, что никогда мне этого не простит!

«Хотел, но не сложилось»

…Как мечтал стать архитектором, так и стал им. По диплому. Я им не работаю, подвизаюсь на ниве дизайна мебели.
…Хотел, сколько себя помню, быть военным, вернее, главнокомандующим. Постоянно устраивал баталии по фильмам Второй мировой. Родители рассказывали, что когда я родился, ручку держал так, как будто честь отдавал. Вот, думали они, точно будет военным. А не пришлось. Не хочу в нашу армию.
…Я, как и хотела, стала преподавать рисование в садике для детей с проблемами в развитии. Мне нравилось видеть, что у них получается и им это нравится. Но в коллективе сложилась очень некомфортная обстановка, и я со слезами на глазах была вынуждена поменять работу. К сожалению, я больше не педагог.

…Хотела стать ботаником, перечитала кучу всего и даже начала учить латынь потихоньку. Но когда в школе стали изучать химию, и на ботанике был поставлен жирный крест. Теперь я музейный работник.
…А я всю жизнь хотел стать машинистом электровоза. Тепловозы мне нравились больше, но в детстве я их боялся – сама мысль о том, что придется тушить пожар в дизельном помещении на ходу, приводила в ужас. А сейчас я просто проектировщик-технолог. Даже не в депо.
…Я не то что мечтала быть учительницей, я была ею с самого начала. До сих пор храню тетради типа журналов с придуманными фамилиями учеников (Синичкины-Ресничкины всякие). Папа на работе делал деревянные указки, которые у меня быстро ломались. Доска была настоящая. Мелки цветные, все как положено. Открытые уроки я часто давала. Моя подружка с первого этажа была обычно проверяющей инстанцией и делала замечания по ходу урока. А в конце школы я не хотела расстраивать родителей своим выбором. Ведь мама желала видеть свою дочку в белом халате! Я и в халате. Но не лечу, а руковожу больницей.
…В детстве некогда было думать о будущем. Говорят, я долгое время хотела, как папа, служить на подводной лодке. Все умилялись, но никто не сказал, что для этого надо было родиться мальчиком. Когда сама поняла, решила стать женой офицера. Уже в школе мне сказали, что это не профессия. Короче, сейчас я медсестра, и это не мое.
…Хотела стать врачом, но когда в школе началась химия, поняла, что не стану никогда. Задумывалась о музыкальной карьере, но в последнем классе музыкальной школы поняла, что не потяну. Никогда. Собралась в пединститут. Но с моим инязом, как мне сказали, туда нечего соваться. Что в итоге? Библиотечное отделение в училище, библиотека.
…Не люблю жить в городе, а живу, куда деваться. Хотел стать штурманом – а не стал, математика подвела. Результат плачевный: сижу в каморке и работаю фармакологом. И думаю: а что дальше?
…Быть юнгой, моряком, капитаном на парусном судне – именно в такой последовательности. Знал все типы парусных судов, названия мачт и парусов. Клеил модели. Морские узлы вязал с закрытыми глазами. А стал сначала программистом, а теперь непонятно кем... мы живем далеко от моря.
…Мой брат готовил меня в летчики на крутящемся кресле (были такие – дерматиновые, на металлической ноге). Однажды кресло сломалось, и пришлось пересесть на стул из гарнитура. Ну а на стуле какие полеты…
…В детстве мечтала построить свой город и стать его мэром. Помню, как чертила план города, достраивала там что-то. Купила себе общую тетрадку в 96 листов, писала списки семей с фамилиями и именами жителей города, их детей и т.д. А сейчас такая игра уже стала компьютерной, Symcity…
…Мечтал стать астрономом. Безумно! Столько всего знал! Но у нас в вузах поблизости не готовили астрономов или астрофизиков. Я бы точно поступил. В конце концов работаю столяром, чему и рад.
…С детства хотела быть ветеринарным врачом, ходила работать в зоопарк, очень любила возиться со всякой животинкой. А стала юристом. Вожусь с людьми и очень сожалею, что не стала ветврачом.

Материал приготовила Варвара ЧКАНИКОВА

Комментарий специалиста: Дайте ребенку выработать свою систему координат

Семья, и прежде всего семья определяет выбор будущей профессии ребенка. Значение имеет все: и социальный страт (материальное положение семьи), и род деятельности родителей, их увлечения и отношение к увлечениям ребенка, само отношение к жизни и способы решения проблем. Что очень важно – в семье человек получает и первые опыты выбора, принимает первые самостоятельные решения, или, как говорят ученые, овладевает навыками самоопределения.
Уметь слышать себя – большая наука, быть может, самая необходимая в жизни. Но слышать себя можно, только когда кто-то слышит тебя. И когда «за себя», за свои ошибки ты не будешь высмеян или отвергнут. Этого опыта нашим детям недостает. За них все знают. Про них понимают. Для них стараются. В конце концов, от них требуют отдачи: «Сделай, как сказано, и все получится… мать плохого не посоветует… ты жизни не знаешь, а я все вижу насквозь… не важно, что не нравится, потом спасибо скажешь» – требуют выполнения своих родительских программ, не всегда внятных и действенных.
Между тем каждый ребенок до поры, до времени «слышит» свою природу, свое естество – взрослым трудно не заметить эти прекрасные порывы, не умилиться чудесным фантазиям. Но вслед идет тревога: как же он жить-то будет? Читай: как он будет встраиваться в жестокий мир, конкурировать и выживать в нем? Взрослые буквально срывают эти опасные «розовые очки», подвергая постоянной критике и мир, и самого ребенка: «Видишь, какая трудная жизнь, видишь, какой ты у нас глупенький и неумелый». Иллюзий быть не должно, а вот поставить ребенка на надежные рельсы – достойная цель: «Мы же не вечные!»
Не вечные. Потому стоит подумать о том, каково будет человеку, входящему в самостоятельную взрослую жизнь и не имеющему внутренней, лично им выработанной системы координат. Не доверяющему ни себе, ни жизни. Такого не спасут от поражения ни хороший диплом, ни блестящая партия.

Владимир КАЗАНЦЕВ, кандидат психологических наук