Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Меркулов Филипп

Традиции класса: педагогический ресурс пространства школьных отношений

Учимся создавать общие ценности

В каждом классе, в каждой школе есть свои традиции, привычные формы, способы общения и поведения в определенных ситуациях. Порой эти традиции устраивают взрослых, даже радуют, порой тревожат или раздражают. К сожалению, педагоги не всегда могут повлиять на сложившуюся систему взаимодействия детей друг с другом, с учителями, с внешним миром. Впрочем, иногда неблагоприятные тенденции можно «подкорректировать», особенно если учитель внимательно анализирует обстоятельства и не стремится к мгновенным преобразованиям.

 

Груз прошлого

Традиции необходимы каждому сообществу, не только детскому, чтобы человек чувствовал себя в группе защищенным, принятым. Формируются они сложными путями и не всегда «здесь и сейчас». Многое ребята и взрослые приносят из «предыдущей» жизни. Особенно ярко это проявляется в начальной школе – дети, сами того не сознавая, действуют в соответствии с привычками, приобретенными в семье. Эти модели более восприимчивые одноклассники постепенно и незаметно перенимают у самых активных и «убедительных» детей. Впоследствии опыт взаимодействия с разными учителями, опыт сотрудничества или противостояния, сформирует тот самый совершенно индивидуальный облик класса, который заставит педагогов воспринимать как некую общность ребят, собранных в одном помещении по достаточно случайным признакам.
Довольно легко увидеть «протестующие» классы, которые все взрослые инициативы и предложения отвергают раньше, чем поймут, о чем идет речь. Радость каждого педагога – класс «сотрудников»: дети всегда готовы помочь, посочувствовать. Есть сообщества «интеллектуалов» и «спортсменов» (ведут бесконечную борьбу за лидерство, а взрослый становится то судьей, то оружием массового поражения противников). Издалека слышны крики «буйных» компаний, привыкших эмоционально реагировать на события.

Точки наблюдения

В начальной школе огромную роль играет инициатива преподавателя, его манера поведения, его готовность обсуждать с малышами любые проблемы и переводить стихийные реакции на уровень осознанного выбора.
В старшей школе повлиять на устоявшиеся модели поведения гораздо труднее. Более того, новому классному руководителю, предметнику (да и тем, кто уже не первый год работает с конкретными детьми) важно не столько срочно изменить какие-то традиции, сколько хотя бы узнать, понять, с чем он столкнулся. Увидеть настоящие, а не формальные традиции общения детей можно там, где это общение протекает более свободно: в холле на перемене, в туалете, в раздевалке, за углом школы. Словом, в тех пространствах, куда, как правило, учителя не заглядывают. Но именно здесь предельно ясно проявляется степень доверия или подозрительности детей по отношению к старшим, друг к другу, к новичкам.
Впрочем, есть и вполне явные признаки, позволяющие педагогу увидеть подлинные традиции класса. К примеру, момент встречи одноклассников в коридоре, в кабинете перед началом урока. Вновь входящий здоровается по очереди со всеми, с кем-то за руку (девчонки обычно целуются), кому-то просто дружелюбно кивает – значит, сообщество значимо для подростков. Каждое утро они вновь фиксируют свою принадлежность к компании, свое право здесь находиться. Сразу видно, как класс относится к новичкам, есть ли в нем изгои, лидеры. Или просто в кабинете собрались почти посторонние люди, которые в лучшем случае общаются с двумя-тремя одноклассниками, проходя «сквозь» остальных, как в толпе безликих прохожих.
Если педагога дети приветствуют так же тепло, как друг друга, очевидно, его приняли в круг общения. Официальный отчужденный кивок, кружок оживленно болтающих учеников поодаль от преподавателя, якобы старательно заполняющего журнал, кто-то и вовсе не обратил внимания на учителя – все это знаки того, что ребята не воспринимают взрослого как человека, с которым можно общаться, обмениваться эмоциями. Естественно, нет никакого смысла упрекать детей в невежливости, в том, что они забыли поздороваться. Не забыли и не нарочно оставили педагога без приветствия. Они просто «не замечают» его, пока он со звонком не начинает исполнять свои обязанности. Вот тут-то весь класс вытянется возле парт и официальным приветствием зафиксирует свое уважение к должностному лицу. Таким образом, деловые отношения остаются вполне эффективными. Если педагога это устраивает, значит, все в порядке. Если учитель стремится к более личностному взаимодействию с учениками, ему стоит подумать, как включиться в это неформальное общение.
В сложившемся сообществе неизбежно есть свой слэнг, особые словечки, понятные только «своим». Насколько учитель понимает этот язык, насколько он допущен к таким «внутренним» разговорам (или сознательно избегает жаргонных словечек?) – серьезный показатель существующих стереотипов во взаимоотношениях.

Способы воздействия

Прямые, лобовые ходы, как правило, не приводят к ожидаемому результату.
Однако взрослые многое могут сделать для формирования позитивных моделей поведения ребят на уроке и во внеурочное время. Прежде всего учитель должен отдать себе отчет в том, что он на самом деле считает важным. Например, главное – доброжелательное, бережное отношение людей друг к другу, умение видеть, чувствовать другого человека. Или справедливость и равноправие, готовность действовать в соответствии с какими-то совместно принятыми нормами, законами. Вариантов много. Первые шаги в выбранном направлении делает сам педагог, стараясь при этом создать поля для проявления подобных качеств детьми.

Глас народа

К примеру, есть увлеченные художники – делаем общими усилиями стенды, куда каждый может повесить свои рисунки. Ребята охотно лепят из глины или пластилина – мастерим полки. Рождается привычка уважать чужой интерес, поддерживать его, опираться на внутренние ресурсы, не ожидая помощи извне.
Иногда учителю не приходится напряженно ловить намеки, порой он довольно резко сталкивается с проблемой, почти ударяется об нее. То, как взрослый человек поведет себя в конфликтной ситуации (раз, другой, третий), существенно повлияет на способы взаимодействия учеников с окружающим миром.
Всем известно, что лучший способ поиска выхода из конфликта – разговор за «круглым столом». При этом с полным пониманием того, что результат может быть не совсем «правильным» с точки зрения школьных норм. Вот девчонки возмущаются, что мальчики нецензурно бранятся на переменах. Никаких нотаций, угроз и лекций о культуре речевого общения. Учитель выстраивает диалог, задавая довольно простые вопросы.
– Как ты понимаешь, зачем (почему) ты так говоришь?
Оказывается, желания простые: казаться старше, значительнее. Быть как все или, наоборот, отличиться. Кому-то хочется добавить выразительности собственной речи, а других средств пока нет. Кто-то просто привык с детства к подобной лексике и не замечает.
– А почему тебе это неприятно?
– Как быть, если кому-то нравится браниться (или человек привык), а кому-то это неприятно?
В ходе долгих переговоров ребята приходят к решению, формулируют свой внутренний закон: «Стараться не ругаться при тех, кому брань неприятна. А если не сдержался – извинись». Эту формулировку не повесишь на стенде «Жизнь класса» – ни родители, ни методисты не одобрят. Но на самом деле учитель гораздо эффективнее повлиял на традиции речевого общения своих учеников, чем все блюстители порядка, к тому же он укрепил доверительные отношения в группе, поддержал в детях сознание их значимости. Они поняли, что вправе влиять на происходящее вокруг.

Может пригодиться...

Если вы хотите понять, есть ли в вашем классе, в той группе детей, с которыми вы работаете, какие-то общие ценности, нормы, привычки, предложите ребятам выполнить несколько несложных заданий.

Поиск базовых метафор

Пусть ребята на листочках ответят на вопросы: с чем у вас ассоциируется ваш класс? Школа? Какое сравнение приходит на ум? Что могло бы стать символом вашего коллектива?
Для получения объективной информации разрешите детям не подписывать свои листочки. Возможно, чтение некоторых нелестных сравнений доставит вам огорчение, зато вы увидите истинную картину. У ребят же появится возможность, с одной стороны, высказаться вполне откровенно, с другой стороны, более осознанно, обдуманно, чем в те моменты, когда они оставляют свои автографы на партах, на стенах туалетов или гаражей за школой.

Провозглашаемые ценности

Предложите ребятам выстроить иерархию существующих в сообществе ценностей (так, как они видят ситуацию).
Малышам можно дать готовый список – останется только пронумеровать или раскрасить разными цветами строчки. Старшие пусть потрудятся над формулировками, а заодно в виде графиков (таблиц, столбчатых диаграмм или просто на словах) отметят, в какой степени эти ценности разделяются остальными членами коллектива.
Важно предварительно объяснить ученикам, чем отличается «ценность» (ради чего) от практичной «цели» (к чему стремимся?). Обсуждение результатов работы поможет ученикам не только осознать наличие ценностей в собственной жизни, их значимость, но и, возможно, сформулировать некую общую идею, которая вдохновит всех, подскажет направление развития.
Фирменные штучки
Древние говорили: «Человек – это стиль». И коллектив тоже. Стиль неповторимый, как отпечатки пальцев, состоящий из присущих только данному сообществу «фишек». Спросите ребят, что они считают «фирменным знаком» класса (с точки зрения окружающих и «для внутреннего употребления»). Предложите придумать что-нибудь особенное и помогите реализовать идею (например, каждую пятницу ходить в кино, пить чай на большой перемене, начинать урок с какого-нибудь стихотворения…). Она, возможно, и не приживется. Но мысль уже будет работать в нужном направлении.

Идеальный образ

С инициативной группой или со всеми учениками пофантазируйте на тему идеального образа класса, школы. Обсудите варианты, проанализируйте, какие уже существующие ценности, традиции во­шли в идеал. Над чем еще придется поработать?

Домашнее задание для учителя

Внутренний микроклимат группы можно определить, ориентируясь на несколько базовых характеристик: осознание детьми себя и своего места в коллективе; наличие языка общения; требования к внешнему виду, к одежде (в первую очередь негласные); привычки и традиции совместной еды; осознание времени, отношение к нему и его использование; взаимоотношения между людьми; общие ценности и нормы. Попробуйте описать классы, с которыми работаете, по этим признакам. Вы сразу увидите принципиальные отличия. А теперь можно задать себе вопрос: как получились такие разные результаты? Что было сделано (или не сделано) в каждом конкретном сообществе? В чем заслуга (или проблема) отдельных учителей, классных руководителей, неформальных детских лидеров?