Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

А.Г.Грецов

Выбираем профессию

СПб.: Питер, 2009

Один из серьезнейших шагов в своей жизни – выбор будущей профессии – человек делает в очень раннем возрасте, в выпускном одиннадцатом, а то и в девятом классе. Почти всегда это выбор вслепую, ведь попробовать, что собой представляет выбранная работа, можно только потратив годы на обучение. Хорошо, если реальность совпадет с ожиданиями молодого специалиста, а если нет? Автор предлагает достаточно обширную информацию для того, чтобы выбор будущей профессии был как можно более осознанным.

Итак, успешный выбор состоится при наличии возможности (способности, комплекс психофизических качеств), влечения (интерес) и востребованности (спрос на рынке труда). Читатель может последовательно познакомиться с разными аспектами выбора будущей специальности. Здесь и приглашение поразмышлять о возможностях карьерного роста, о возможной оплате, о том, должна ли работа быть интересной. И «путеводитель», помогающий оценить собственные личностные качества и способности и их соответствие разным типам профессий.

Рассуждения подкрепляются описаниями практических ситуаций и многочисленными опросниками, анкетами и методиками исследований личности.

Для тех, кто с помощью всего этого психологического арсенала сумел наконец определиться, автор предлагает реальные шаги к выбранной цели. Глава под названием «От мечты к действиям» поможет подростку выбрать конкретное  – и вызывающее доверие – учебное заведение («Выясни, есть ли лицензия на образовательные услуги»), максимально успешно сдать экзамены, сориентироваться на рынке труда, пройти собеседование. И даже избежать ошибок при поиске работы, иначе говоря, автор предупреждает, чего нужно опасаться. Поскольку педагоги массовых школ вряд ли обладают обширным опытом в этой области, а подобная информация очень востребована выпускниками, книжку можно использовать на занятиях по профориентации.

Коммуникативные технологии в школе

Волгоград: Учитель, 2008

Термин «PR-технологии» не так давно вошел в нашу жизнь и уже успел прочно себя скомпрометировать. У обычного человека он ассоциируется с каким-нибудь надувательством и недобросовестной, агрессивной рекламой. Между тем это всего лишь одна из информационных и коммуникационных технологий. И ее элементы давно применяются в организации образования. Например, когда учитель с грохотом опускает журнал на стол, стремясь призвать к порядку разошедшегося ученика, – это вполне пиаровский ход. А родительские собрания, общешкольные праздники, конкурсы – все это инструменты PR-технологий. Просто это делается стихийно, бессистемно и фрагментарно.

Автор предлагает изучить основные принципы, термины и подходы, чтобы применять их осмысленно и эффективно.

Сначала, как положено, изложены основы теории. Технология базируется на понятиях целевой аудитории, ключевого сообщения и каналов коммуникации. Суть их поясняется на примерах из школьной реальности.

После чего следуют примеры использования пиара «в мирных целях», то есть для более эффективного воспитания и обучения. К примеру, что можно противопоставить стилю поведения подростков, бесконечно демонстрирующих стиль поведения, лексику и ценности, почерпнутые из рекламы и бесконечных шоу? Увещевания, упреки, очередное пыльное мероприятие? Лучше предложите вместе подготовить качественное и запоминающееся школьное шоу, советует автор. И подробно рассказывает, как это можно сделать.

Так же последовательно и детально описаны принципы организации привлекательного для подростков классного часа, родительского собрания; включения PR-элементов в урок.