Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК


Куценко Елена, Леонтьева Ольга

Родительское собрание: первая встреча в новом году

Для каждой школьной ступени – свой разговор

Одно из традиционных событий начала сентября – родительское собрание. Оно задает вектор сотрудничества педагогов с семьями учеников на все предстоящие четыре четверти. В течение учебного года будет еще много встреч, общих и индивидуальных, но эта, первая, – самая важная.

Особенно тщательно готовятся к встрече с родителями классные руководители первых, пятых и одиннадцатых классов. Малыши и пятиклассники вступают в новый этап взросления, им предстоит напряженно осваивать учебную среду, непохожую на все, с чем они сталкивались раньше. Для ребят, которые следующей весной попрощаются со школой, этот год тоже очень важен. Хотелось бы помочь им собрать все силы и реализовать способности на этом финишном отрезке долгого пути. О чем было бы полезно поговорить на первом собрании помимо обсуждения традиционных и насущных организационных вопросов?

На входе в школу

Родители первоклассников, конечно, очень волнуются. Иногда даже больше, чем их дети. Иногда из-за собственных негативных воспоминаний о школе. Порой из-за того, что ребенок слишком домашний, слишком болезненный, робкий, необщительный… Одним словом, повод находят практически все.

Чтобы уменьшить эту вполне понятную тревогу, разговор разумно построить в форме диалога. Сначала можно очень подробно и терпеливо объяснить все о предстоящем режиме учебной работы (дневном, недельном, четвертном, годовом), о требованиях, предполагаемых результатах, возможных трудностях, о системе оценивания и способах оперативно и напрямую с учителем выяснять все недоразумения и вопросы. Потом учителю не раз придется повторять эту информацию, но с первого собрания родители должны уйти с уверенностью, что они в большой степени понимают, что будет происходить в школе с их ребенком.

Это не означает, что уже через неделю они не найдут повода для новых переживаний, которые в первую очередь будут вываливать на ребенка. А ему и так особенно тяжело в период адаптации. Поэтому стоит предупредить возможные волнения. Если ваша программа, распорядок дня, требования хоть сколько-нибудь серьезно отличаются от собственного школьного опыта родителей или от общепринятой практики, нужно непременно заранее сообщить об особенностях класса и объяснить, с какой целью вы это делаете. А то не миновать вопросов в том духе, что «у наших соседей сын-первоклассник уже в прописях палочки пишет, а наш когда начнет?».

Все эти тревожные, а то и панические реплики родителей здорово мешают работать, но вполне объяснимы и простительны: это все-таки их дети. Именно поэтому логично спросить у мам и пап, чего они, собственно, хотят от школы.

И спросить на самом первом собрании. Раздать листочки и предложить в свободной форме описать свои ожидания, представления о том, что позитивного может и должно произойти с их ребенком за предстоящий год. И чего они опасаются, каких проблем хотели бы избежать. Содержательных формулировок вы с первого раза получите не очень много – проверено на опыте, – скорее всего будет что-то вроде «чтобы хорошо учился» и «чтобы ребенку было комфортно». Поэтому лучше заранее попросить о более детальных пояснениях. Заодно пусть хотя бы в двух словах наметят, как семья будет способствовать выполнению своих же пожеланий. Это позволит предметно говорить о содержании образования и о продвижении ребенка в течение года. Если же все ожидания родителей сводятся к «сделайте мне красиво», то они и первоклассника своего задергают, и учителя.

Если не пожалеть времени на такой опрос, то листочки эти потом не раз могут стать поводом для предметного разговора о детях: и в конце первого класса, и в начале второго, пятого, и, если получится, через десять лет – чтобы посмотреть, с чего каждый начинал, какой путь прошел.

Переход в среднюю школу

К началу пятого класса родители относятся гораздо более спокойно. Им кажется, что за годы обучения в начальных классах они все поняли и про школу, и про своего ребенка. Ритм жизни налажен, и серьезных изменений не предвидится. Они считают, что потратили достаточно сил и эмоций при поступлении ребенка в первый класс и следующий аврал ждет только на выпуске. Особенно эти иллюзии свойственны тем, у кого в семье нет старшего ребенка-подростка.

Обо всех возможных трудностях переходного возраста придется предупреждать учителю. О внезапных переменах настроения, о том, что авторитет сверстников будет конкурировать с родительским, о первых романтических фантазиях и нелепом подростковом эпатаже. Да еще на фоне этой кардинальной перестройки организма и психики совершенно меняется среда обучения. Помимо привыкания к разным предметникам и их требованиям ребята испытывают дискомфорт от резкого изменения своего статуса. В прошлом году они были самыми старшими в своем мире начальной школы, а теперь стали самыми «мелкими» среди остальных.

Кстати, если продолжить традицию заполнения листка «сентябрьских ожиданий», то окажется, что о комфортности обучения родители практически не вспоминают. Все готовы променять ее на высокие учебные достижения. Призрак грядущего ЕГЭ и поступления в институт гипнотизирует родителей до такой степени, что они готовы забыть обо всем остальном.

Чтобы напомнить им о том, что их дети все-таки живые люди, да еще вступают в трудный возраст, можно прибегнуть к помощи школьного психолога. Или апеллировать к собственному многолетнему опыту, который говорит, что в подростковые годы возможен спад интеллектуальной активности, но потом все войдет в норму. Что не надо сразу набрасываться на ребенка, если успехи его не столь блестящи, как раньше. Он сейчас нуждается в поддержке – но не назойливой опеке, – может быть, даже больше, чем в начале первого класса. Лучше прийти и лишний раз посоветоваться с классным руководителем или учителем-предметником.

При этом нелишним будет напомнить родителям о том, что количество изучаемых предметов значительно увеличилось и каждый теперь ведет отдельный учитель. Хорошо было бы уже в самом начале года договориться о возможностях общения с ними и сообщить об этом на собрании.

Последний год вместе

Родители будущих выпускников озабочены проблемами, почти не связанными со школой. Куда пойдут их дети учиться после выпуска? Смогут ли набрать необходимое количество баллов, чтобы поступить в желаемый вуз? Как заставить детей напряженно заниматься в течение ближайших двух лет? И к школе, и к школьным учителям родители старшеклассников относятся довольно скептически: нужно искать репетиторов, серьезных преподавателей: знаний, полученных на уроках, будет скорее всего маловато…

Поэтому прежде чем думать о теме собрания, стоит придумать, как объявить о нем так, чтобы на него пришли.

Например, можно провести детско-взрослое собрание (тема – любая, но в самом начале года логичнее всего организовать проектирование учебы, жизни класса в наступающем учебном году). Чтобы ребята действительно пригласили родителей, они должны быть заинтересованы в их приходе, например, в финансовой поддержке каких-то общеклассных проектов  – поездок, экскурсий, спектаклей.

В подготовке к детско-взрослому родительскому собранию должны участвовать как можно больше учеников – тогда они сделают все от них зависящее, чтобы родители пришли. Если встреча с родителями состоялась, стоит проговорить ряд важных моментов, о которых они пока не задумываются.

Родителям придется напомнить, что их сыновья и дочери вышли из детского возраста, они уже почти взрослые люди, готовые отстаивать свои права везде, в том числе и дома. В старшей школе нельзя надеяться на то, что ребенка можно будет заставить слепо выполнять родительские указания. Прямые приказы в этом возрасте действуют как динамит: разрушают то, что уже сложено, вызывают реакции, альтернативные ожидаемым. Родители должны научиться по-новому смотреть на своих детей, обсуждать с ними возникающие проблемы, обосновывать свою позицию, понимать и уважать позицию ребенка. Для этого в некоторых школах психологи проводят тренинги с родителями старшеклассников.

Мамам и папам можно тактично напомнить, что юность – это время первой любви, первых чувств. И к эмоциональному становлению молодых людей нужно относиться очень бережно. К сожалению, именно из-за того, что родители продолжают видеть в 15–16-летних молодых людях малышей, которые должны слушаться и не имеют права на собственную (в том числе и личную) жизнь, происходит масса трагедий, вплоть до суицида.

И еще хорошо бы напомнить ребятам и их родителям, что впереди последний год, который они проведут вместе, и его можно потратить не только на репетиторов с прицелом на будущее.

Идеи для...

Сверим наши варианты

Часто родители утверждают, что прекрасно знают и понимают своих детей. Может, дать взрослым возможность проверить, так ли обстоят дела на самом деле? Не появились ли в их детях (особенно в подростках) какие-то новые черты характера, ценности, настроения, о которых ребята хотели бы сказать своим родственникам, но не всегда решаются на этот откровенный разговор? Ольга Бугаева, педагог школы из поселка Досатуй Читинской области, провела небольшой эксперимент. Накануне собрания она предложила ребятам дописать несколько незаконченных предложений, заранее предупредив, что эти листочки попадут в руки родителей: Мне бывает грустно, когда… Я радуюсь, когда… Мне бывает страшно, когда… Мне бывает стыдно, когда… Я горжусь, когда… Я сержусь, когда…

На собрании мамы и папы сначала попытались завершить фразы так, как могли бы это сделать их сын или дочка. А потом они сверили свои версии с реальными ответами ребенка. Оказывается, дети быстро меняются, как, впрочем, и взрослые, и над сохранением доверия и взаимопонимания в семье необходимо постоянно работать, не успокаиваясь на мысли: «Я хорошо знаю своего ребенка».

«Суд идет»

Игровая форма собрания позволяет порой гораздо свободнее говорить о сложных, «больных» проблемах воспитания детей.

Анна Супрунова, педагог лицея из города Химки, устроила в один из вечеров суд над компьютерными играми. Родители, естественно, взяли на себя роль прокуроров и свидетелей обвинения, дети стали адвокатами и свидетелями защиты. Игровая ситуация заставила стороны внимательно и уважительно выслушать друг друга, попытаться найти ответы по существу, а не с позиции силы или упрямства. Оказывается, компьютерные игры – это не только баловство, иногда они полезны и почти необходимы. А чрезмерное увлечение ими связано с вполне естественными потребностями ребенка чувствовать себя успешным, добиваться поставленной цели. Взрослые задумались: как обеспечить детям эти переживания в реальной жизни? Юные игроки услышали советы опытных геймеров (некоторые папы!), как научиться вовремя выключать компьютер.

Домашнее задание для взрослых

Наталья Бирман, педагог Саровской гимназии, дает домашние задания не только детям, но и родителям. Вот поговорили на собрании о семейных конфликтах, поделились опытом «мирного воспитания» непослушных отпрысков. Сразу – задания на дом. Например, в течение четырех дней после собрания не повышать на ребенка голос, добиваться от него послушания другими способами; в течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором («Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»). А одно задание «странное»: в минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки.