Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА


Муратова Анжелика

Арт-технологии в предпрофильной подготовке

Сочинение сказок, создание коллажей и другие техники для успешного самоопределения

Три волшебных предмета

Выражая свои чувства и мысли в художественной форме, например, сочиняя сказку, ребята учатся понимать себя, осознают свои потребности, интересы, мотивы, ценности. Кроме того, обдумывая сказочный сюжет, ребенок зачастую отражает личностную проблемную ситуацию (или ситуацию окружающей его действительности).

Особенно эффективным подобное сочинительство бывает после изучения (обсуждения) тем, которые так или иначе связаны с профориентацией. В этом случае сочинение сказки дает ученику сильный дополнительный стимул к размышлениям по поводу выбора профессии.

В этом мы убедились на собственном опыте. У наших учеников самыми популярными сказочными персонажами и обстоятельствами были: три брата или три сестры (одной в профессии важны деньги, другой – комфорт, третьей – интерес); распутье (направо пойдешь… налево пойдешь…); три желания; три волшебных предмета. Мы бы рекомендовали педагогам других школ предложить ребятам использовать эти сюжетные элементы при написании сказок, а также ограничить их количество (до 7 или до 3), чтобы помочь детям сконцентрироваться на самых важных для себя вещах.

В качестве примера расскажем сказочную историю Ильфата Т. Она называется «Сказка о братьях, которые хотели хорошо жить»: «Умный пошел в профильный класс, Смелый – в вечернюю школу и завел свое хозяйство, Ленивый – в 10 общеобразовательный класс, Хитрый – в профессиональный лицей». Самым успешным в сказке оказывается Смелый, потому что «выучился, самостоятельно получил нужные знания по ведению хозяйства, стал жить в достатке».

Будущее в деталях

К сфере изобразительного творчества относится арт-технология коллажирования: прикрепление (приклеивание) к какой-либо основе разнообразных материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

Выделяются различные методики применения техники коллажирования: индивидуальная, «групповая по очереди», «групповая коллективно».

Индивидуальная дает ученикам возможность осознать свое отношение к определенной профессиональной области.

Суть методики в следующем. Детям предлагается создать коллаж «Моя будущая профессия» (варианты: «Моя будущая карьера», «Моя будущая специальность», «Мои жизненные ценности»). После того как ученики выполнят это задание, проводится презентация коллажа с объяснением его основной идеи и значения отдельных элементов.

К примеру, коллаж Ильфата о ценностях представлял собой совмещение изображений животных, цветов, денег, большого двухэтажного дома, семьи с тремя детьми. А его же коллаж о способах достижения целей – книги, компьютер, сельскохозяйственная техника, грязные руки, лошади, уставший мужчина.

Таким образом, выполнение упражнений помогло ребенку осознать свои интересы (выращивание лошадей), те трудности, с которыми он встретится (грязь, усталость), увидеть перспективы своей жизни (дом, семья, хозяйство), понять, что он должен делать (учиться, работать) и для чего (значение своей деятельности).

Дополняя друг друга

Методика «групповая по очереди» нацелена на знакомство со стратегиями социального взаимодействия и повышение коммуникативной компетентности.

Как организуется работа? Сначала участники создают индивидуальные коллажи, затем, передавая их по кругу, дополняют работы друг друга. Когда коллажи проходят полный круг и участники получают свои работы, педагог помогает им проанализировать результаты общих усилий, осознать преимущества и проблемы, возникающие при использовании различных стратегий социального взаимодействия. При анализе результатов следует ориентироваться на первоначальное расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента. В зависимости от этого делается вывод о присущих участникам стратегиях социального взаимодействия. Это могут быть стратегии сотрудничества – элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет; противодействия – один элемент заклеивает другой, каждый подчеркивает свою идею, не прослеживается общей смысловой или композиционной линии; компромисса – возможно заклеивание элементов, но сохраняется общая идея, настроение; уступчивости – изначально выбираются маленькие фигуры и размещаются по краям коллажа, инициатива по созданию сюжета передается другим; избегания – элементы наклеиваются в стороне от других, не несут определенной идеи.

«Миссия» выполнена?

Углубить знания детей о том, что требует та или иная профессия от личности, помогает методика «групповая коллективная».

На этапе предпрофильной подготовки для создания коллажей могут быть предложены темы: «Счастье в профессии», «Мир профессий (акцент на слове мир)», «Карьера». А в профильном классе – тема «Моя будущая профессия».

Работа в профильном классе начинается с того, что каждому участнику предлагается выбрать и вырезать картинку, которая могла бы представить его как будущего профессионала, обладающего определенными профессионально важными качествами, выразить его отношение к профессиональной области. Затем участники объединяются в группы, происходит коллективная работа над созданием коллажа. После этого каждая группа проводит презентацию своего коллажа (с объяснением его основной идеи и значения отдельных элементов). А заканчивается все общим обсуждением и подведением итогов.

Подчеркнем, что рефлексия – обязательная завершающая стадия всех упражнений, особенно коллажирования и рисования. При этом сначала должна проводиться индивидуальная рефлексия (как это упражнение помогло мне понять себя? Что интересного я узнал о себе? Что мне не понравилось? Почему?), а затем коллективная рефлексия (на что было направлено упражнение? Выполнило ли оно свою задачу? Почему? Чем работы других ребят привлекли ваше внимание? Что еще вы хотели бы обсудить, узнать, изучить?).