Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2009
Третья тетрадь
Детный мир

ЗАВТРА В ШКОЛУ!


Каменский Сергей

Три минуты на письмо, семь минут на чтение

Младшему школьнику необходим периодический отдых, переключение с одного вида деятельности на другой

Каждый младший школьник втягивается в учебную работу по-своему: кто-то за две недели, кто-то за два месяца. И то и другое нормально. После каникул или дошкольной вольницы на трудовые будни перейти непросто. Даже если малыш прямо-таки рвался в школу, считая дни, оставшиеся до начала занятий, то и в этом случае переналадка всего «режима существования» предъявит серьезные требования к его организму и душевным силам. А тем более нелегко придется мальчикам и девочкам, которые сядут за парту впервые.

Все задания в один присест?

Психологи предупреждают, что особенно трудными для ребят оказываются первая неделя – и четвертая. Конечно, первоклассникам сложнее всего, но и у второклашек-третьеклашек силенок не намного больше. А ведь дисциплина, ответственность и самое горячее желание учиться не помогут, если организм ребенка не справляется с нагрузками.

Важно организовать малышу спокойное пробуждение и последовательные, деловитые, неторопливые сборы в школу. Психологи напоминают, что утренняя спешка, суматоха, то, что на научном языке называется «стресс ограничения времени», задает нервное настроение на весь день: все из рук валится, ничего делать не хочется.

При организации домашних занятий первоклассника родителям надо правильно понимать трудовые возможности ребенка. Существует такое понятие, как динамика работоспособности. У первоклассников работоспособность снижается через 10, самое большее через 15 минут непрерывной учебной деятельности. Затем наступает двигательное беспокойство  – это защитная реакция утомленного организма: ребенок начинает вертеться, раскачиваться, даже сосать палец, как соску. Одергивать малыша: «Сиди, не ерзай, сосредоточься!» – не только бесполезно, но и вредно. Младшему школьнику необходим периодический отдых, переключение с одного вида деятельности на другой.

Не заставляйте малыша выполнять все задания в один присест. Через каждые 10–15 минут интенсивной работы необходим интенсивный отдых те же 10–15 минут. Пусть встанет, потянется, попрыгает, потанцует.

Признаки нарастающего утомления достаточно очевидны – ребенок становится беспокойным или вялым, нарушается координация движений, изменяется почерк, появляются жалобы – «голова болит, живот болит». А на самом деле просто пора отдохнуть. Если не дать организму передышки, голова заболит по-настоящему.

Установлено, что при трудной, интенсивной, но интересной работе утомление наступает позже, чем при легкой, но монотонной и неинтересной. Но даже если первоклассник увлечен, то при высокой интенсивности труда через 20–25 минут обязательно следует сделать перерыв.

Начинать выполнение домашних заданий надо с менее сложных, потом переходить к самым трудным и завершать легкими. Это всем известное правило. Но что для шести-семилетнего ребенка самое трудное? Самое трудное – письмо! Наибольшее напряжение у первоклассника вызывает сам процесс написания букв, слов и фраз. Психологи установили, что продолжительность непрерывного писания не должна превышать для первоклассника трех минут в начале выполнения задания и полутора минут в конце. Три минуты! А потом отложить ручку, несколько раз сжать и разжать кулачки, побарабанить пальчиками по столу, похлопать в ладоши. И только после передышки опять браться за письмо.

Продолжительность непрерывного чтения повыше: 7–10 минут.

В школу с любимой игрушкой

Существует и суточная динамика работоспособности. Первокласснику не следует приступать к работе после шести-семи часов вечера. Разве что доделать что-нибудь нетрудное. Для семилетних это время суточного снижения работоспособности, когда занятия малоэффективны и очень утомительны.

Немаловажное значение имеет и поза ученика за письменным столом. Необходимо, чтобы у ребенка была опора для ног, рук и спины. Если ноги не достают до пола, обязательно подставить скамеечку или другой упор. Когда ноги остаются на весу  – это очень утомительно. Между грудью и столом должно оставаться такое расстояние, чтобы свободно проходила ладонь. Нельзя, чтобы малыш наваливался на край стола, «лежал» на столе. Это не только утомительно, но и создает опасность для осанки, для позвоночника.

Родители начинающего ученика могут столкнуться с такой специфической особенностью: малыш частенько просто не знает, что задано. Забыл? Не слышал? Не проявил дисциплинированности? Тут дело вот в чем. Многие вчерашние дошкольники вольно ими невольно ждут, чтобы учительница обращалась лично к ним. В этом случае они успешно работают, все слышат и запоминают. Но включиться в работу целого класса им пока еще трудно. У них «выпадает внимание», когда учительница обращается к кому-то другому или ко всем вместе. Они не воспринимают то, что отвечают другие ученики, не могут продолжить начатый ответ и действительно «не слышат» задания, которое дано ведь не лично им, а всем ребятам сразу.

Ругать за это не надо. Умение взаимодействовать с классом нарабатывается постепенно. Но можно напомнить, завязать (даже и в прямом смысле) узелок на память: если не услышал, узнай, переспроси.

Многие первоклассники хотят взять с собой в школу любимую игрушку. Запрещать не стоит. Пусть возьмет. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками. Это придет позже. А пока пусть будет рядом привычный плюшевый медвежонок.

Золотые правила

Следите, чтобы ребенок как можно больше бывал на свежем воздухе. Посоветуйтесь с врачом: может быть, он порекомендует какой-нибудь хороший витаминный комплекс. Не только для ребенка, но и для родителей. Это еще один важный совет: пусть взрослые присмотрятся к самим себе. Может быть, они сами обеспокоены, нервничают из-за начала учебы, полной перемены режима? Если так, то их настроение непременно отразится на младшекласснике. Не нагружайте детей собственными страхами, создавайте дома атмосферу спокойствия и заинтересованности.

Что бы ни случилось днем, как бы ни сложились ваши отношения с ребенком (например, у вас произошло неприятное столкновение), постарайтесь к вечеру достичь взаимопонимания. Уделите малышу пятнадцать минут перед сном: даже если вы чем-то были недовольны днем, поговорите по душам, почешите спинку, сделайте массаж. Расспросите его о завтрашнем дне, поговорите о ваших совместных планах на ближайшие выходные – и все это вполголоса, можно даже шепотом. Что бы ни произошло, он должен быть уверен: вы его любите, понимаете, и нет неразрешимых ситуаций, а мама и папа всегда готовы помочь.

Каждую семью первоклассника подстерегают две опасности, которые нужно знать, чтобы не поддаться. Для малыша непосильно, когда родители ждут от него исключительных достижений, «любят» и «не любят» в зависимости от школьных успехов, ругают за малейшее упущение и воспринимают ребенка только как ученика. Но столь же вреден обратный случай, когда родители хвалят первоклашку не за усилия, не за успех, а «ни за что», ничего не требуют и кидаются все выполнить вместо него.

Вернувшегося с уроков маленького ученика чаще всего ждут стандартные вопросы: спрашивали? что получил? что задано? Вопросы понятные и неизбежные, но задавать их следовало бы в последнюю очередь. А начинать с других: что сегодня было интересного? что трудного? что веселого? что нового ты узнал? о чем тебе хотелось бы рассказать?

И конечно, родителям нужно помнить «золотые правила». Хвалить при всех – ругать только наедине. Хвалить исполнителя – критиковать исполнение. Сравнивать успехи ребенка с его собственным вчерашним уровнем, а не с госстандартом или соседом по парте.