Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2009
Третья тетрадь
Детный мир

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК


Казанцев Владимир

Учитель говорит, родители слушают...А что они слышат?

Как воспринимается папами и мамами наших учеников информация, которую мы им передаем

В начале учебного года нам верится в лучшее. Сможем. Получится. Преодолеем и выдержим. Нет, ссориться не будем. Пойдем навстречу, поймем и поддержим. Чего, собственно, и боимся больше всего – межличностных отношений на всех направлениях профессионального общения. Особенно – родительско-учительских. Наверное, учителя уже и планы работы прикинули, и мероприятия придумали. Но может быть, стоит задуматься не только о содержании родительско-учительского общения, но и о его особенностях.

Что человек замечает, чему придает значение

Некоторые особенности очевидны и закономерны. Собеседник слышит не все из того, что вы говорите; читатель полезной книги или статьи, которую вы ему порекомендовали, замечает в ней не все, а порой вовсе не то, что вы имели в виду. Внимание избирательно. Интерпретации индивидуальны. Из-за этого родительское просвещение часто «пробуксовывает»: знают, читали, слышали, помнят, а с накатанных рельсов не сходят, безапелляционно отстаивают принципы, внушенные в детстве собственными родителями.

Есть и не столь явные, менее изученные закономерности. Например, «замешательство, лежащее в основе внушаемости». Авторитет педагога, психолога, грамотно излагающего проблему, обычно затмевает контуры собственного видения ситуации родителем, ставит под сомнение интуиции и догадки «простого» слушателя. И чем совершеннее – логичнее, красочнее, доказательнее – речь, тем меньше места она оставляет присутствию другого – иного. Это один из парадоксов педагогического профессионализма: исключение критического восприятия любой ценой и переживания по поводу отсутствия у подопечных не то что критического мышления – порой и здравого смысла.

То же происходит с чтением «специальной литературы». Изданная книга сама по себе – авторитет, культурный продукт. Сценарий восприятия почти тот же: собрание неоспоримых истин. Правда, установить равные отношения с автором книги (выйти из информационного транса) все-таки легче: заметки на полях, знаки и значки, обводка, выписки, закладки с надписями и т.д. Но так читают редко, разве что по заданию – для доклада или публичного выступления. В основном – «почитать-посмотреть-кое-что запомнить».

Неудивительно, что официальное родительское просвещение, традиционное школьное в том числе, малоэффективно: «Говорят умно, но непонятно о чем, кому». Количеством мероприятий взять не удается, а работать над качеством – как?

Когда и как родители учатся?

Нам говорят: нужны новые темы, новые формы. Но мы видим: все «капитальное», хорошо структурированное, тщательно организованное, уснащенное цитатами, «памятками», «советами специалистов», вызывает отторжение, в лучшем случае – уважение к нашему труду. Потому что мы, придумывая «новые форматы», усложняем и надстраиваем ситуации и этим затрудняем ориентацию и выбор решения. Родительская потребность направлена противоположно. Очистить, освободить, сделать ситуацию понятной для себя.

Обратим внимание на то, как себя ведут родители в формате интернет-сообществ. Ставя вопрос, пересказывая проблему, человек уверен, что именно он инициирует и контролирует разговор, комментарии воспринимает как персональное обращение, ищет и находит сторонников своих убеждений, ценностей. Каким образом? Проявляя такие черты, как эмоциональность, непосредственность в общении, доверчивость, любопытство, сочувствие, а порой и упрямство, непробиваемость. Черты детские, от проснувшегося во взрослом «внутреннего ребенка» идущие. Они помогают снятию внутренних ограничений, барьеров, препятствующих достижению целей общения. Как следствие – повышается легкость схватывания информации, способность непредвзято анализировать ситуацию, замечать нетривиальные решения и альтернативные точки зрения. Есть личностная вовлеченность – есть развитие понимания, есть шансы на глубинные изменения. Оттого-то интернет-переписка привлекательна для многих родителей.

И это надо учитывать, планируя работу с родителями. Высокую персональную значимость информации. Эмоциональный резонанс. Неформальный выбор «лидеров мнений», людей, с которыми хотят общаться все остальные. А все «когнитивное» – потом.

По сути, надо совместно с родителями создавать среду общения, среду развития. В реале или виртуале – суть не в том, не в технологиях. Насытить общение свободой и игрой, задать определенный стиль коммуникации, обговорить этикет  – для этого не обязательно лезть в интернет. Аккумулировать нематериальные активы – мысли, эмоции, время  – можно и вне блогосферы. Это кому как удобнее. А вот основа одна: вместо того чтобы постоянно держать родителя в напряженной роли ответственного и вечно виноватого взрослого, создайте условия для раскрытия в нем «внутреннего ребенка». Тогда с ним можно будет горы свернуть.