Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ


Калмановский Александр

«В идеале мы должны дать каждому ребенку свое окружение, свою среду»

Заметки на полях будущего учебного года

Накануне учебного года учителя занимают не только предметные программы и проблемы подготовки к очередному тестированию. Он снова и снова обдумывает фундаментальные понятия собственной педагогической практики, уточняет, формулирует. И эти вполне теоретические размышления совсем скоро будут определять его ежедневную работу в классе, эффективность образования десятков его учеников.

Ориентация в ситуации и развитие человека

Маленький человек с первых дней жизни в одной ситуации раскрепощен, активен, в другой – раздражен, пассивен, и если становится активным, то вся его активность направлена на поиск выхода из ситуации.

Как определяется ребенок по отношению к той или иной ситуации? Мне представляется, что это происходит спонтанно. Ребенок изначально наделен механизмом различения, где не интеллект (его еще не существует), а какие-то другие стороны ребенка выступают плодотворным фактором в его ориентировочной «деятельности» (мироощущении).

Возникнув в глубинах механизма различения, интеллект в дальнейшем занимает ведущую роль в ориентировочной деятельности ребенка. Те факторы, которые преобладали в первые дни и месяцы жизни, как бы «вытеснены», но тем не менее продолжают играть в этой деятельности определенную роль. В своем развитии ориентировочная деятельность предстает в форме диалога (миропонимания). И ошибки, которые возникают в результате ориентировочной деятельности, создают основания для появления рефлексии (в этом случае возможен синтез миропонимания и мироощущения).

О программе

Человек с рождения попадает в пространство, где одновременно присутствует множество своего рода образовательных программ, каждая из которых направлена на изменение личности в каком-то желаемом направлении. И при такой агрессивности социума личности ничего не остается, кроме как противопоставить этой лавине свои устремления, желания, свои программы, свой интеллект, свой образ желаемого «я».

Обществом в основном инициируются процессы, связанные с сохранением и передачей ценностей, норм, идеалов, жизненных установок. Но это возможно лишь в условиях подчинения авторитету.

Этим процессам во многом противоположны процессы, инициируемые личностью. Они соответствуют сущностным устремлениям человека, поскольку рождаются из понимания своего предназначения.

Успешность развития личности и культуры в целом во многом определяется тем, насколько удается удерживать равновесие между этими двумя тенденциями в образовательных процессах, в образовании в целом.

В идеале педагог должен учитывать всю сумму воздействий, направленных на личность. Но приоритетной для него должна стать работа, направленная на создание условий, в которых могли бы в полную силу заработать механизмы становления индивидуальности. Учитель должен дать ребенку возможность развивать свои способности в желаемом им самим направлении.

На разных этапах деятельности учитель может занимать следующие профессиональные позиции: исследователь, методолог, психолог, консультант, уделяя особое внимание проектированию.

Проектирование деятельности – важнейшее условие (при обнаружении «разрывов» в деятельности ребенка) для построения вторичной рефлексивной деятельности. В ее рамках ребенок может изменить представление о себе, увидеть себя в новом качестве, с иными способностями, знаниями, умениями, навыками, с иной системой ценностей, иными смыслами и на этой основе создать новые формы поведения.

Несоответствие между совокупностью знаний о себе и представлением о том, каким я хочу стать, является основой содержания индивидуальной образовательной программы.

Об антропологическом образе

Человек себя раскрывает, когда он – деятель, когда он что-то создает, реализуя при этом собственные смыслы и цели.

В идеале мы должны дать каждому ребенку свое окружение, свою среду, ту, в которой ему лучше (ведь даже цветы мы сажаем в разные почвы, а детей – в один класс).

Неполноту реально существующей среды можно отчасти компенсировать организаторскими способностями ведущего учителя, специально приглашающего в класс людей, сильных в других областях.

У каждого ребенка есть некие задатки, данные природой, окружением, и все это выливается в какое-то влечение. От влечения ребенок переходит к деятельности. Влечение предметно, а любой предмет, с моей точки зрения, интегрирует все окружающее полностью. И надо попытаться раскрыть это через предмет, рассматривая его с разных позиций, которые закреплены в культуре.

Аксиология, ценностность возникают тогда, когда человек к чему-то тянется. И если у ребенка, что бы он ни говорил  – даже глупость, лицо хорошеет, значит, прекрасно.

В школе должен быть интерес к любому движению ребенка. Идет навстречу ученику директор школы: «Говорят, ты стихотворение новое выучил?» Твои знания, твой порыв ценен для всех, кто тебя окружает.

Учитель должен осознавать, что он является пространством для других, пространством для развития. Поэтому и отбирать людей, работающих с детьми, надо по-особому: это должны быть люди с разными интересами, с разными темпераментами. И чем богаче «букет», тем интереснее. Все это в совокупности и создает среду, которая вовлекает ребенка в культуру, в образование.

О границах пространства

Хорошо, если бы дети приходили не в готовый класс, а создавали его вместе с родителями: сами расставили парты, что-то сдвинули… Стулья не должны качаться и падать, должно быть хорошее дерево – мягкое, теплое. Много книг, много цветов, много музыки, возможно, затемнение, много досок. Зеркала обязательны: ребенок должен себя видеть. Ковер, чтобы можно было полежать, мягкие игрушки.

Ребенок может свободно перемещаться по классу, только чтобы не мешать другим. Вообще идеальным местом был бы двор с большим забором (чтобы можно было отпустить из класса ребенка и быть спокойным, что он в безопасности), с огородом, мастерскими. Воздух, парк…

Мы должны дать ученикам столько воздуха (в данном случае – мыслей), сколько можем дать. Не надо думать, что они все это возьмут. Но кто-то один не только возьмет, но и превзойдет тебя, если ты дашь ему столько воздуха, столько вопросов и столько пространства.

О кооперации

Кооперация подразумевает временный коллектив, организованный для одной какой-то цели, с добровольным включением и взятыми на себя функциями.

От коллектива кооперация отличается не только добровольностью, но и тем, что здесь возможно выполнять разные функции, здесь возможны разные формы сотрудничества. А развитие способности к различным формам совместной деятельности – чуть ли не один из главных критериев развития. Способность договариваться с людьми включает в себя способность понять другого, себя.

Способность к коммуникации в отличие от общения (имеющего разные уровни, например, невербальные) – скорее всего в рефлексивных формах – требует для своего развития особых форм организации.

Рефлексия

Рефлексия в отличие от анализа строит новый способ действия. Это шаг в развитии, один из элементов творчества. А творчество начинается тогда, когда человек осознает, чего ему не хватает, чтобы что-то определенное сделать. И меняя что-то в себе, он совершает творческий шаг.

Рефлексия завершает цепочку: целеполагание; планирование; реализация; анализ. В обычной же практике все эти функции чаще всего разделены: цели ставит один, планирует другой, реализует третий (исполнительская деятельность с установкой не на дело, а на руководителя), кто-то анализирует и рефлексирует. Трагедия. На самом же деле человек развивается, когда все это между собой увязано. Это идея так называемой развивающей кооперации (Акбашев).

Проектирование

Рефлексия невозможна без проектирования. Проектирование – это особый тип мышления.

Деятельность может быть продуктивна только тогда, когда она значима. Наша задача – погрузить ребенка в новую деятельность, помочь ему сравнить «я» сегодняшнее с «я» завтрашним.

Итак, весь вопрос в том, чтобы он попал в деятельность, а для этого надо спроектировать – самоопределиться по средствам, по времени, соотнести это с возможной ситуацией… Будничная работа. Технология.

Вот мальчик принес в класс катапульту, начинается различение: маленькое  – большое; макет – модель; объяснение  – действия… Разведение позиций математика, физика, историка, человека (а хорошо ли вообще стрелять?), оборонщика.

Ты только принеси, только прояви интерес!

О самости

Уже на первом этапе работы мы встречаемся с трудностями, связанными с попыткой переосмыслить, понять, что стоит за терминами «самость», «самостоятельность». Как раз то, что кажется нам привычным, знакомым и само собой разумеющимся, порой наиболее упрямо ускользает от постижения. Чем дальше мы продвигаемся в этом направлении, тем более расплывчатыми кажутся знакомые слова: «самость», «самостоятельность».

Но попробуем выделить понятие «самость» как ключевое и попытаемся рассмотреть его в связи с другими близко лежащими понятиями, такими как самоактуализация, мироощущение, самоопределение, рефлексия, самосознание и бессознательное, долг, воля, ответственность.

Мы перестаем быть исследователями какой-то отдельно взятой стороны личности, но ищем ответы на вопросы: что есть целое? что есть человек? каково его предназначение в мире? что есть развитие? конечное? бесконечное? свобода? ответственность? долг? мораль и нравственность?

В результате – «самость» представляется как внутренняя сущность человека. Мы никогда не сможем увидеть «самость» впрямую. Мы как исследователи имеем дело лишь с феноменологическими явлениями. Поэтому должно признать, что самость всегда останется для нас тайной  – тайной природы.

Становление самости осуществляется на основе законов жизни, а не на основе академических культурных норм, правил и мнений, которые подвержены изменениям. Самость наиболее полно отражает всю парадоксальность человека. С одной стороны, принадлежность к миру, с другой – отделенность от него и одновременно ощущение в себе всей бесконечности целого, которому человек принадлежит. Изначально возникшее отношение я–ты, а затем я–мир не позволяет нам рассматривать личность и ее проявления вне рамок этих отношений.