Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Долганина Вера

Четыре возраста классного коллектива

Чтобы успешно объединить ребят, нужно учитывать закономерности группового развития

В начале учебного года старшие классы часто заполняют школьные кабинеты в ином составе, чем они стояли на линейке 25 мая. Пожалуй, самые большие изменения происходят у десятиклассников. Сегодня классному руководителю 10 класса приходится работать с новым ученическим коллективом с самого начала его становления.

Любая группа на пути своего превращения в коллектив проходит стадии, в которых неизбежно возникают конфликты и взаимная притирка.

Все начинается с так называемой стадии ориентации. Это период знакомства учеников друг с другом и установления контакта.

Желательно, чтобы знакомство учеников стало особым, специально организованным событием. Это может быть, к примеру, классный час, где каждый ученик сможет рассказать одноклассникам о себе: хобби, состав семьи, жизненные приоритеты. Получив такую информацию, ребята смогут быстрее обнаружить общие интересы. Место проведения лучше подобрать вне школы. Это позволит легче наладить контакт друг с другом, подготовив почву для дальнейшего взаимодействия. Важно, чтобы присутствовали все ученики класса.

Знакомство лучше проводить в первых числах сентября.

Затем, как правило, наступает стадия конфронтации и конфликта. И тут форма работы классного руководителя приобретает иной характер. Вторая стадия связана с накоплением отрицательных эмоций, агрессией подростков, которая может быть направлена на одноклассников, педагогов, родителей. Поэтому необходимо гораздо терпимее относиться к ученикам. Кроме того, уместны беседы о конфликтах, их причинах и способах разрешения. Коллективно может обсуждаться представленная классным руководителем конфликтная ситуация, с которой, возможно, уже сталкивались ребята из другой школы, города, чтобы найти возможность конструктивного выхода из нее. Роль учителя заключается в том, чтобы направлять учеников к выходу из конфликта.

В случае необходимости, если ситуация обострится вплоть до желания ученика уйти из школы – «Не хочу здесь учиться», в беседе с ребенком можно пояснить, что стадия конфронтации и конфликта – это закономерный процесс развития любой группы. Но эту проблему можно преодолеть, и «мы вместе будем над ней работать».

Также целесообразно проводить тематические родительские собрания: «Особенности формирования коллектива учеников в профильном классе», «Психологическая поддержка родителей на этапе профессионального самоопределения подростка».

А чего категорически нельзя делать, так это устраивать разбирательства с позиции «учитель всегда прав». Такая позиция, присущая некоторым педагогам с большим стажем работы, вредна всегда, но в период конфронтации и конфликтов просто разрушительна.

Вторая стадия может продлиться несколько месяцев, а может затянуться на неопределенное время. В последнем случае нужно научить детей выражать свои негативные эмоции в социально приемлемых формах: «Чувство гнева – это понятное чувство. Ты имеешь право злиться. Но это чувство не должно переходить в агрессию…»

Как бы там ни было, учителю важно не отделять себя от ребят: «У меня тоже бывали и бывают конфликтные ситуации. Я тоже злюсь. Давайте попробуем вместе решать эти проблемы». Когда учитель признается в своих слабостях, это помогает быстрее установить доверительные отношения.

Третий этап развития коллектива – стадия согласия, сотрудничества и компромисса. Это благоприятный период для адекватного восприятия сложных ситуаций, возникающих в коллективе в процессе его формирования. Поэтому уроки рекомендуется проводить в форме деловых игр, КВН, «круглых столов», формируя командный дух и групповую сплоченность.

И наконец, на четвертой, завершающей стадии – стадии интеграции личных потребностей и требований группы – происходит стабилизация отношений в коллективе. К этому моменту все основные проблемы, которые беспокоили членов сообщества, оказываются решенными. Знания друг о друге теперь достаточны для полноценного общения и взаимодействия. Это позволяет учителю продолжить использовать в своей деятельности уроки в форме деловых игр, мозгового штурма, «круглого стола». В этот период бывает особенно эффективной организация внеклассных мероприятий: поездки в горы, походы в музеи, посещение выставок, театров. На стадии конфронтации и конфликтов проведение подобных мероприятий нежелательно, а на этапе стабилизации – даже необходимо.