ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
ЕГЭ нужно совершенствовать, но не отменять
К такому выводу пришло ведомство, анализируя нарушения, допущенные при проведении экзамена
Наряду с изменениями, которые необходимо внести в правила поступления в вузы, ректоры широко обсуждают проведение итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 2009 году. В целом они положительно оценивают ее результаты.
В числе главных позитивных моментов они отмечают следующие: у выпускников появилась свобода выбора, в столичных вузах возросла доля региональных абитуриентов, уменьшилась коррупция (в 2005 году взятки за поступление, по оценкам экспертов, составили около 10 млрд рублей).
Программа действий
Ректоры с удовлетворением говорят о том, что впервые в этом году им не приходится прятаться от звонков родителей, стремящихся устроить своих детей в вуз.
Интересно, что именно для того, чтобы избежать родительского ажиотажа, деканы некоторых факультетов СПбГУ отказались от проведения дополнительных вступительных испытаний в традиционной форме (напомним, такое право было предоставлено лишь 24 ведущим вузам).
В то же время ректор СПбГУ Михаил Кропачев и ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов разделяют тревогу своих коллег по поводу нарушений, допущенных в организации ЕГЭ на местах. Для устранения этих недостатков они предлагают программу действий, которая была обнародована ими 25 августа на пресс-конференции в РИА «Новости».
Как бороться с нарушениями?
Среди предлагаемых мер – усиление ответственности федерального центра за проведение ЕГЭ (в этом году за все отвечали регионы, а на практике – школы). С этой целью рекомендуется привлекать к контролю за «чистотой» ЕГЭ представителей силовых ведомств, включая МВД, а также общественные организации и политические партии. Проверка части С также должна быть централизована, то есть осуществлять ее должны не региональные эксперты, как это происходит сегодня, а независимые федеральные специалисты.
Для повышения достоверности результатов ЕГЭ следует сопоставлять полученные выпускниками баллы со средними оценками по каждому предмету за время школьного обучения. В случаях существенного расхождения (например, хронический троечник получает отличные оценки за ЕГЭ) такой выпускник обязан пересдать экзамен в центральной комиссии.
Что покажет тестирование?
В этом году многие вузы намерены провести тестирование абитуриентов первого курса с целью корреляции их знаний с полученными за ЕГЭ баллами.
«В случае обнаружения статистических погрешностей министерство примет административные меры для исправления ситуации в школьном образовании того или иного региона. Судя по всему, беда там есть, и нам с этой бедой надо бороться», – заявил А.Фурсенко, пояснив, что «у нас есть полная информация по всем школам, а значит, и возможность наказать конкретных нарушителей». «Если это будет сделано, в следующем году в вузы придет более подготовленный контингент», – считает министр.
Министерство настроено совершенствовать, но не отменять нынешние правила проведения итоговой аттестации.
Идея добровольного ЕГЭ обречена на провал?
Как известно, споры о ЕГЭ давно вышли за рамки образовательных, получив ярко выраженную политическую окраску.
В 2008 году в Госдуму был внесен законопроект о добровольности ЕГЭ, среди авторов которого – председатель Совета Федерации, глава «Справедливой России» Сергей Миронов и зампред Комитета по образованию Госдумы, член КПРФ Олег Смолин.
Рассмотрение этого документа до сих пор откладывается из-за отрицательного отзыва правительства. Кроме того, большинство членов профильного комитета во главе с председателем единороссом Григорием Балыхиным не поддержали эту инициативу. В то же время, по свидетельству О.Смолина, популярность ЕГЭ в обществе с каждым годом падает. Если верить данным социологических опросов, на которые он ссылается в своих выступлениях, только 18% респондентов высказались за введение ЕГЭ, 36% – против, 54% – поддержали идею добровольного участия в этой форме итоговой аттестации.
В этом году несколько категорий абитуриентов (иностранцы, инвалиды, выпускники ссузов) получили право выбора – поступать в вузы по свидетельствам ЕГЭ или по результатам традиционных вступительных испытаний, организуемых вузом. Оппоненты ЕГЭ восприняли эти меры как первые шаги на пути реализации идеи о добровольном выборе формы итоговой аттестации.
По предварительным прогнозам, около 30–40% от общего числа поступающих могли воспользоваться этой преференцией, однако на практике желающих оказались единицы. В чем причина такого странного явления?
По мнению проректора ГУ-ВШЭ Григория Канторовича, данное нововведение – не что иное, как «выморочное политическое решение, которое не представляет интереса для тех, кому оно адресовано».
По его словам, абитуриентам было гораздо удобнее сдавать экзамены в форме ЕГЭ и рассылать сертификаты, нежели выискивать в интернете правила проведения традиционных вступительных испытаний в каждом отдельном вузе.
По свидетельству Г.Канторовича, большинство граждан СНГ, поступавших в ГУ-ВШЭ, стремились сдать ЕГЭ в пограничных российских городах: жители Казахстана – в Оренбурге, абитуриенты из Белоруссии – в Смоленске. Ребята с ограниченными возможностями здоровья все без исключения поступали по результатам ЕГЭ. На основании этих фактов проректор ведущего экономического вуза сделал вывод о том, что «идея добровольного ЕГЭ не приживется на практике», потому что «авторы законопроекта далеки от реальной жизни».Впрочем, последнее слово, по всей видимости, останется за президентом, для которого осенью будет подготовлен аналитический доклад по теме ЕГЭ.