Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2009
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Дашковская Ольга

Прием в вузы: три «волны» себя не оправдали?

Ректоры полагают, что многоэтапная схема зачисления оказалась слишком трудоемкой, затратной и растянутой во времени

21 августа завершилась последняя, третья, волна зачисления абитуриентов в вузы. По данным Рособразования, 85 ведомственных вузов не добрали три тысячи человек на педагогические и технические специальности – это около 1% от общего плана бюджетного приема.

Только на 90% заполнены бюджетные места в воронежских вузах, на 95% – в кемеровских, на 97% – в вузах северной столицы.Есть отдельные вузы, в которых заполнена лишь треть от общего числа бюджетных мест.

Учебные заведения, которые не сумели выполнить план по контрольным цифрам приема, могут по согласованию со своим учредителем объявить дополнительный набор, который заканчивается 31 августа.

Перебор и недобор

Среди характерных тенденций приемной кампании нынешнего года – заметное сокращение числа поступающих в филиалы вузов и в вузы негосударственные.

В то же время, как сообщил глава Рособразования Николай Булаев, по сравнению с прошлым годом увеличилось число студентов, принятых в государственные вузы на коммерческой основе.

Таким образом, не оправдались прогнозы специалистов, в том числе и самого Н.Булаева, что платный прием студентов в этом году уменьшится примерно на 15%.

В ведущих вузах – таком как Государственный университет-Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) – уже к 1 августа на коммерческое обучение набрали более 2200 абитуриентов, или почти в два раза больше по сравнению с благополучным 2008 годом. При этом средний проходной балл на платные места составил 72 балла из 100, на бюджетные – 82.

Еще выше проходной балл для бюджетников на некоторые факультеты МГУ им. Ломоносова – 90 баллов на филологический факультет, 95 – на факультет мировой политики.

В то же время средний проходной балл на инженерные специальности остается крайне низким. Например, в МАДИ на специальность «инженерная защита окружающей среды» зачисляют абитуриентов с 55 баллами, в Московский государственный университет прикладной биотехнологии на специальность «энергомашиностроение» – с 45.

Ситуация с приемом в технические вузы неоднозначна: некоторые из них, как отмечалось выше, не добрали бюджетников, в то время как другие сумели завершить прием по большинству специальностей уже по итогам второй и даже первой волны  – причем не только на бюджетные, но и на коммерческие места. Об этом отчитались МГТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна, Новочеркасский политехнический институт, Саратовский технический госуниверситет и другие.

В некоторые инженерные вузы конкурс увеличился радикально по сравнению с минувшим годом: например, в Санкт-Петербургский госуниверситет гражданской авиации раньше за одно бюджетное место боролись 1,5 человека, в нынешнем году – 17,5 человека.

Впрочем, специалисты объясняют этот феномен не ростом популярности инженерных специальностей, а нездоровой ажиотажной обстановкой, характеризующей приемную кампанию 2009 года.

Статья опубликована при поддержке центра изучения иностранных языков "Мир без границ". Английский, польский, немецкий, французский, испанский, итальянский, турецкий, чешский, китайский и греческий языки. Обучение всем языковым аспектам - грамматика, письмо, говорение и понимание речи на слух. Посмотреть подробную информацию о курсах, отзывы, цены и контакты Вы сможете тут.

Причины ажиотажного спроса

Как мы уже писали в прошлом номере «ПС», абитуриентам в этом году было предоставлено право рассылать копии документов в неограниченное количество вузов и сразу на несколько специальностей.

При этом поступающие были озабочены не выбором профессии, а тем, чтобы поступить на бюджетные места.

Другим осложняющим фактором стало зачисление в три волны: 4, 13 и 21 августа. Многие поступающие тянули с окончательным выбором и не приносили оригиналы документов до последнего срока, создавая ситуацию неопределенности на фоне фантастически высоких конкурсов. Часть тех, кто приносил подлинники аттестатов в тот или иной храм науки, неожиданно меняли свое решение и пытались забрать свои документы, но далеко не всегда им это удавалось. По свидетельству ректора Санкт-Петербургского государственного университета Михаила Кропачева, работники приемных комиссий некоторых вузов шли на любые ухищрения, для того чтобы удержать потенциального студента: например, юношам внушали, что, забрав аттестат, они таким образом лишатся отсрочки от армии, хотя на самом деле это не соответствует действительности.

В итоге документы ребятам, поступающим в вузы северной столицы, стали возвращать только после вмешательства прокуратуры.

Причины ажиотажа и сумятицы этого года многие специалисты связывают с увеличением числа абитуриентов, имеющих право на внеконкурсное поступление: победителей олимпиад школьников, инвалидов, детей-сирот и других.

По словам некоторых ректоров, «если бы инвалиды и победители олимпиад принесли подлинники документов в те вузы, в которые они рассылали заявления, они бы заняли все бюджетные места».

На самом деле эти утверждения не всегда обоснованны. Так, по данным Рособрнадзора, в 120 олимпиадах из перечня, утвержденного Министерством образования и науки, победителями и призерами стали 21 тысяча одиннадцатиклассников, и при всем желании они способны занять всего около 4% от общего числа бюджетных мест в вузах в этом году.

Да и количество льготников также, по некоторым наблюдениям, осталось примерно на уровне прошлых лет, просто все они в основном сконцентрировались на одних и тех же вузах и специальностях. Впервые в этом году многие из них решили попытать удачи в престижных вузах, ведь раньше, до введения ЕГЭ, им просто ставили двойки на традиционных вступительных испытаниях.

Как выяснилось, некоторым ректорам удалось распугать до половины претендентов с ограниченными возможностями здоровья с помощью угроз о диспансеризации и об отчислении тех, кто представил в вузы «липовые» справки об инвалидности. Подозрения, в частности, подогреваются тем, что некоторые из этих документов были получены накануне вступительных испытаний .

Инвалиды: доверяй, но проверяй?

Со встречными предложениями выступило министерство. Так, Андрей Фурсенко предложил ректорам направить копии справок об инвалидности на проверку в Минздравсоцразвития (такая договоренность уже достигнута) и в случае выявления «мнимых больных» с «липовыми справками» отчислять их из вуза.

Кроме того, чиновники призывают ректоров воздвигать барьеры для ребят с ограниченными возможностями здоровья, «приподняв» минимальную границу тройки по сравнению с той, которая установлена Рособрнадзором: например, с 22 баллов по математике до 40 или до 60 баллов (нормативно-правовые документы позволяют это сделать).

Таким правом воспользовались, в частности, в МФТИ, в ГУ-ВШЭ. Однако не все вузы пошли по такому пути, поскольку в этом случае они рисковали не добрать контингент даже на бюджетные места.

Вместе с тем А.Фурсенко признал, что «из-за наших разговоров абитуриенты рассматривают льготников как людей второго сорта» и «мы обязаны помочь ребятам с ограниченными возможностями здоровья поступить в вуз».

Неоднозначна и позиция ректоров по этому вопросу.

«Если мы будем вводить повышенный проходной балл для льготников, мы сами зачеркнем решение той социальной задачи, которая была перед нами поставлена», – убежден исполняющий обязанности ректора МЭИ Вячеслав Гречихин.

Ректор РГСУ Василий Жуков считает, что необходимо создавать условия для обучения инвалидов, в том числе закупать современные технические средства и привлекать специалистов, работающих с такими ребятами (сурдо-, тифлопедагогов и т.д.).

Олимпиады пустили на самотек?

В ректорском сообществе нет единого мнения и по поводу олимпиад.

Одни, как ректор Финансовой академии при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров, выражают недоверие результатам интеллектуальных соревнований и требуют сократить их перечень, другие, в числе которых ректор Ивановского государственного химико-технологического университета Оскар Койфман, убеждены, что «олимпиады очень важны для региональных технических вузов, поскольку имеют профориентационную направленность. Поэтому олимпиадное движение надо расширять».

По мнению ректора МГТУ им. Баумана Игоря Федорова, критические замечания в адрес олимпиад объясняются тем, что не все они были хорошо организованы.

Кстати, и А.Фурсенко отметил, что «некоторые ректоры пустили на самотек проведение олимпиад и подвели своих товарищей», но пообещал, что в следующем году такая ситуация не повторится.

Обсуждение этой проблемы продолжится на Российском совете олимпиад школьников.

«Контрольные цифры приема должны умереть?»

В целом в ректорском сообществе преобладает мнение, что многоэтапная схема зачисления себя не оправдала (она оказалась трудоемкой, растянутой и финансово-затратной), поэтому следует сократить количество «волн» до двух или даже до одной, а также ограничить число вузов, в которые абитуриенты могли бы рассылать свидетельства с результатами ЕГЭ. Министерство уже готово пойти на уступки. Единственная проблема здесь, по словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, состоит лишь в том, что такая мера может быть воспринята как административное подавление свободы выбора.

Однако, по мнению ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, «зачисление в вузы в этом году буксовало не из-за трех волн или ЕГЭ, а из-за сохранения контрольных цифр приема», или плана приема на бюджетные места, который утверждается в Минобрнауки задолго до начала вступительных испытаний.

В результате для одних вузов этот план оказывается избыточным, для других – явно недостаточным.

Многие вузы, по словам Кузьминова, не решились набрать студентов сверх установленных цифр. Руководители таких учебных заведений, как правило, жаловались на то, что «все бюджетные места заняли льготники и олимпийцы», а «ребята с очень высокими баллами за ЕГЭ вынуждены поступать на платные места».

В ГУ-ВШЭ пошли другим путем, набрав дополнительный контингент на бюджетные места и превысив таким образом контрольные цифры приема на 10%.

Пока не очень ясно, за чей счет они будут обучаться: за средства самого вуза или за государственные деньги.

Ясно одно: инициатива не будет наказуема. Выступая перед ректорами 13 августа, министр образования и науки Андрей Фурсенко посоветовал в случае высоких конкурсов превышать бюджетный прием на 25%.

В связи с этим А.Фурсенко призвал ректоров жестче подходить к оценке знаний студентов в течение всего периода обучения и «отчислять тех, кто не справился, невзирая на экономическую ситуацию».

«Тем самым будет осуществляться постепенный переход к европейской системе зачисления в вузы, когда поступить легче, а учиться труднее», – пояснил министр.

По мнению Я.Кузьминова, «контрольные цифры приема должны умереть», а вместо них необходимо ввести нормативно-подушевое финансирование в зависимости от среднего балла абитуриента: чем он выше – тем больше денег он «принесет» в вуз.

Например, от 60 до 74 баллов – 100 тыс. рублей в год, 75 и выше (плюс победители и призеры олимпиад) – 200 тыс. рублей в год.

Абитуриенты со средним баллом – от 45 до 60 – могут учиться только за собственные деньги, считает ректор «Вышки», а имеющие балл 44 и ниже не должны поступать в вузы вообще.

Идея ГИФО возрождается

Таким образом, полузабытая и совсем непопулярная идея ГИФО возрождается, но только без прежнего названия. Между тем ее реализация на практике приведет к укреплению и еще большему процветанию сильных вузов и закрытию слабых, о чем без всякого сожаления говорят авторы революционных начинаний в нашей системе образования (примечательно, что теперь ВШЭ выступает в тандеме с Санкт-Петербургским университетом).

Значительная доля принятых на инженерные и педагогические специальности  – это троечники, рассуждали ректоры ведущих вузов Я.Кузьминов и М.Кропачев в своем недавнем выступлении в РИА «Новости». Нужны ли такие инженеры и такие педагоги, тем более что менее 30% из них работают по специальности.

Точно так же не нужны, по их мнению, и плохо подготовленные юристы и экономисты, большинство из которых за годы учебы не получают должного набора профессиональных компетенций.

В связи с этим реформаторы предлагают провести жесткий аудит качества обучения в вузах, которые занимаются подготовкой таких специалистов, а в старших классах школ – ввести экономику и право как обязательные предметы, поскольку «это необходимо для модернизации России».

Заявления двух ректоров – во многом скандальные и неожиданные – еще будут обсуждаться (и осуждаться) представителями педагогической общественности.

Однако стоит заметить, что, как бы радикально ни звучали их предложения, это не пустой звук. Достаточно напомнить о том, что ректор СПбГУ – назначенец президента Дмитрия Медведева и его бывший преподаватель на юрфаке этого вуза, а реализуемые сегодня в регионах комплексные проекты модернизации образования, включающие введение нормативно-подушевого финансирования и новых систем оплаты труда, основаны на теориях специалистов ГУ-ВШЭ.

Идея ЕГЭ, шагающего по стране последние 9 лет, также впервые была озвучена в стенах именно этого учебного заведения. Теперь ГУ-ВШЭ совместно с Санкт-Петербургским университетом выступает с предложениями по совершенствованию этого механизма.