Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Практика показывает, что большинство учителей испытывают трудности в ситуации, когда требуется выразить свои мысли в письменной форме. Как отмечают заведующая лабораторией методологий и новых образовательных технологий Красноярского ИПК работников образования Ольга Запятая и старший научный сотрудник лаборатории Владимир Лебединцев в статье «Как научиться описывать педагогический опыт» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 6 за 2009 год), специалистам системы повышения квалификации довольно часто приходится сталкиваться с подобной проблемой.

При описании собственного опыта учителя переходят на язык общих фраз, цитат, конспектов чужих работ. Кроме того, само оформление мыслей (построение фраз, грамматика текстов) порой весьма затрудняет понимание читателем того, что хочет сказать автор.

Чтобы научить педагогов описывать собственный опыт, в лаборатории методологий и новых образовательных технологий была разработана специальная методика. Помимо презентации авторской методики в статье содержится описание типичных ошибок, которые встречаются, например, у конкурсантов национального проекта «Образование».

В статье А.Григорьева «Технология формирования устойчивых умений и навыков» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 5 за 2009 год) описан оригинальный авторский подход к развитию общеучебных навыков.

К примеру, базовым для процесса обучения является умение работать с разного рода вопросами. Как показал эксперимент, проведенный в одной из школ города Чебоксары, старшеклассники довольно смутно представляют себе, каким может быть алгоритм понимания вопроса и ответа на него. Между тем существуют довольно эффективные способы работы с вопросами, которым можно обучить школьников. В частности, в публикации А.Григорьева описывается алгоритм, состоящий из шести шагов. Вот они. Определите, все ли слова вопроса (задания) понятны (если необходимо, постройте свою цепочку понимания значения слова). Какой вопрос перед вами: «что-вопрос» или «ли-вопрос» (вопрос, который можно сформулировать с частицей «ли»)? Закрытый или открытый это вопрос (задание)? Определите логическую направленность вопроса (к примеру, вопрос может быть направлен на выявление причинно-следственных связей между процессами или явлениями). Определите форму и предпосылку ответа. Сформулируйте ответ.

Вопрос, поставленный в заголовке статьи М.Пинской, Т.Тимковой и О.Обуховой, на первый взгляд звучит парадоксально: «Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников?» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 2 за 2009 год). Однако логику авторов публикации легко понять, если учесть, что высокие достижения российских школьников в международном сравнительном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS аналитики объясняют не эффективной работой школы, а особой предрасположенностью российских семей к раннему развитию у детей навыка чтения. А большой разброс результатов внутри нашей страны (от 424 до 649 баллов) объясняется в первую очередь различием в домашнем образовательном потенциале родителей учеников, а также различием социальных контекстов (социального происхождения и положения родителей, национальной принадлежности, уровня материальной обеспеченности семей).

Результаты исследования, проведенного авторами статьи, в целом подтверждают этот вывод. Для школ же, которые достигли высоких результатов в PIRLS, характерны высокие ожидания родителей по отношению к школе, высокие ожидания школы по отношению к достижениям учеников, дифференцированная поддержка сильных и слабых учеников, взаимная удовлетворенность участников образовательного процесса. Согласно результатам исследования в успешных школах учителя посвящают совершенствованию навыков понимания текста основную часть урока – до 77% времени урока. В школах с низкими результатами PIRLS учителя уделяют этой работе существенно меньшее время – до 35%. Ученики успешных школ значительно чаще получают возможность высказывать свое мнение на уроке, взаимодействовать с одноклассниками, проявлять инициативу. В школах с высокими достижениями гораздо чаще практикуются парные и групповые формы работы.