О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Д.А.Белухин
Педагогическая этика: желаемое и действительное
М.: Московский психолого-социальный институт, 2007
К счастью, это не учебник и не сборник указаний и рецептов на все случаи жизни. Автор размышляет о том, «как можно и как не следовало бы учителю вести себя в педагогическом взаимодействии с детьми, в общении с родителями учеников, с коллегами, с руководством…». Именно размышляет, перебирая самые разные аспекты работы в школе, анализируя ситуацию в целом, а не конкретные проблемы вроде: что делать, если ученик регулярно опаздывает или на задней парте затеяли игру в карты? Ибо что тут делать, все равно решает сам учитель, причем каждый раз заново, в соответствии со своими принципами, опытом, ситуацией в классе.
Поэтому, рассказывая о своих принципах, автор предлагает читателю «примерять их на себя», соглашаться, спорить, сомневаться, но при этом задумываться о том, как он сам относится к понятиям «свобода», «любовь к ученику», «содержание педагогической деятельности», «воспитание». Ведь в зависимости от внутренних установок педагога выстраиваются и этические принципы. Например, ориентация на то, что все дети разные, – действительная, а не декларируемая – не оставляет места для «формального исполнения педагогической деятельности; неуважения к личности участников педагогического взаимодействия; скучного урока и, следовательно, бездействия учеников на нем; безличной уравниловки и «причесывания всех под одну гребенку»; потери интереса педагога к собственной деятельности ввиду необходимости повторять одно и то же на уроках в разных классах.
Изложив принципы, на которых строится личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, автор приходит к парадоксальному выводу: «Получается, что педагогической этики как свода особых и специальных морально-нравственных основ, норм и правил для учителя нет, а есть просто человечность, сердечность, искренность, уважение к окружающим…»
Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе
СПб.: Речь, 2007
Книга составлена в форме словаря и благодаря этому одинаково легко и с интересом читается с любого места. Авторы, список которых с трудом умещается на целой странице, не стремились поразить воображение замысловатостью научных формулировок, а постарались доходчиво объяснить термины, используемые в процессе воспитания. При этом некоторые статьи больше похожи на доброжелательное обращение ко взрослым, попытку удержать их от ошибок и педагогических разочарований. Например, рассказывая об «Авторитете родителей», автор напоминает: «Неспособность к диалогу с ребенком и желание оправдать себя в качестве родителя часто рождает стремление к наказанию… В нем отражена взрослая агрессия, насилие и унижение. А по сути так родители отыгрываются за свою педагогическую беспомощность. У ребенка не всегда хватает сил прощать неуклюжесть подобного воспитания, непонимание его детской души, несострадание его проблемам, невеликодушие к слабостям. Подростку обидно, что родители прощают себе и лень, и забывчивость, и несобранность, а ему нет. С родителями не получается быть честными до конца, потому что они не до конца честны с детьми».
После многих статей есть полезные ссылки на книги, справочную литературу, интернет-ресурсы. А некоторые даже завершаются материалами под рубрикой «В помощь классному руководителю», где приведены идеи и довольно подробные описания игр, конкурсов, тренингов. К примеру, статья «Родительство» завершается изложением тренинга для подростков и родителей «Письмо самому себе». А теоретические выкладки статьи «Традиции семейные» подкрепляются рассказом о викторинах и игровых заданиях по этой теме.