ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Преодолевая стереотип бессмысленного подчинения
Опыт самостоятельности особенно важен для первоклассников
Осознанное и ответственное отношение к своим поступкам разумнее всего начинать воспитывать с первого школьного дня. Чтобы даже у первоклассника не складывался стереотип бессмысленного покорного подчинения, который потом преодолевается ох как не просто.
Работа в первом классе – тяжелый, напряженный труд. Это вам скажет любой учитель, работающий с малышами. Нужно познакомить ребят со школьным укладом, правилами, приучить их к новому ритму жизни, распорядку. И дать первый опыт ответственности – как ни тяжело прибавлять еще и эту задачу к своим бесконечным функциям, как ни хотелось бы побыстрее «построить» и дисциплинировать эту разнородную компанию малышни.
Прежде всего хорошо бы предельно сократить количество неосмысленной работы. На первых порах – в форме ненавязчивых комментариев. Много времени это не занимает, а постоянно существует как фон. Пишем в прописях палочки и петельки не просто потому, что «так положено», а для того, чтобы, например, к середине осени из этих элементов составились буквы «д», «з» и «у». И пусть никто из детей не запомнит, для освоения каких именно букв они сейчас так упорно трудятся. Эта информация не для усвоения, а для того, чтобы ежедневно приучать к видению перспективы и смысла своей работы.
Чуть позже, когда малыши попробуют работать в группах, можно будет разделять объемную работу на последовательные этапы, чтобы результат зависел от качества работы каждой группы. К примеру, изготовление масок для карнавала можно распределить по технологическим стадиям: первая группа рисует (или копирует с образца) контур необходимого количества масок, вторая вырезает, третья раскрашивает. Тут уж оценку будут выносить сами ребята. И работать станут гораздо старательнее, чем на обычном уроке труда.
Важно только начинать делегировать максимально возможную в данный момент ответственность. И давать возможность получить соответствующий результат. Например, при изготовлении масок не директивно определять состав групп и последовательность операций, а дать возможность самим ребятам спланировать и организовать свою деятельность. Чем вы, собственно, рискуете? Ну не получатся маски с первого раза. Зато можно будет проанализировать ошибки и попробовать по-другому.
Получить быстрый и наглядный результат вообще очень важно на первых порах. В этом отношении незаменима большая уборка в классе (или оформление кабинета). Чтобы доверить ее первоклассникам, требуется определенное мужество от учителя. Но в этом случае можно разбиться на сколь угодно большое количество групп, и каждой найдется работа на выбор. Качество же оценивается с первого взгляда.
Учитель, поддерживая весь этот сложный процесс, разумеется, устает больше, чем если бы сам отмыл полшколы. Да и родителей потом придется просить потихоньку переубрать класс. Но дело того стоит. Для ребят это просто драгоценный опыт самостоятельной организации и ответственности за выбранное дело.
Если с самого начала вложить достаточно сил и времени в выращивание у ребят чувства ответственности, то уже к концу первого учебного года на любое их «А давайте…» можно спокойно отвечать: «Давайте, если придумаем, как это сделать».
Со временем привычка отвечать за результат переносится и на сугубо учебные виды работ. Взявшись за подготовку доклада, написание сборника рассказов, изготовление учебных пособий для малышей, ребята как само собой разумеющееся будут заранее планировать сроки выполнения задания, форму работы и даже критерии оценивания.