Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Навык ответственного поведения

Как его сформировать

Готовясь к встрече с новым классом, учитель-предметник, и особенно классный руководитель, чаще всего не столько беспокоится об уровне академических успехов, сколько гадает: дружный ли класс? ответственный ли? И если уровень самостоятельности у ребят оказывается невысоким, учителю предстоит приложить немало усилий, постепенно приучая детей отвечать за свои действия и поддерживая первые ростки инициативы и чувства долга.

Инициатива наказуема

В нашей культуре традиционно принято, что любой взрослый априори имеет больший авторитет, чем ребенок. «Слушай, что тебе взрослые говорят!» – внушали нам родители и бабушки. К мнению ребенка в серьезных вопросах почти никогда не прислушиваются, даже если принятие решения непосредственно касается его дальнейшей судьбы. Взрослый выступает как фигура всемогущая и всегда справедливая, на этом фоне ребенок выглядит беспомощным и неспособным.

В отношениях «учитель – ученик» это неравенство позиций выражено еще больше. Однако при ближайшем рассмотрении оно нередко оказывается под вопросом.

Причем с обеих сторон. Учителя часто жалуются на то, что дети безответственно себя ведут, не уважают их, не слушаются. Например, учителю пришлось убирать в классе, когда дежурные убежали. В крайних случаях дело даже доходит до решения экзаменационных заданий учителями. Создается парадоксальное впечатление, что чем больше усилий прикладывают педагоги, тем безответственнее становятся дети.

Однако если внимательно посмотреть на взаимодействие взрослых и детей в школе, то станет понятно: ученики зачастую оказываются в такой ситуации, когда безответственность становится оптимальной поведенческой стратегией. Ведь на фоне авторитетного взрослого даже самые искренние детские попытки сделать что-то самостоятельно и по своему разумению обречены на провал. Взрослый всегда найдет много причин, чтобы подвергнуть ребенка критике.

Для взрослого такая критика – попытка объяснить, в чем ребенок не прав. Для ребенка же это в первую очередь унижение, упрек в несостоятельности, в неспособности. Крылатое выражение «инициатива наказуема» как раз об этом – часто в нашем обществе человек, выступающий со здоровой инициативой, оказывается в более сложной и проблемной ситуации, чем его пассивный коллега. Но если у взрослых хватает ресурсов, чтобы выйти из сложной ситуации победителем, то ребенку оказывается проще отказаться от инициативы. Так и взращиваются безответственность и кажущееся равнодушие.

Бремя выбора

Возможно ли как-то изменить такое положение вещей? Может ли взрослый вести себя так, чтобы не унижать своим авторитетом ребенка, не лишать его инициативы своим всемогуществом?

При внимательном рассмотрении традиционная модель авторитетного взрослого рядом с беспомощным ребенком далеко не всегда соответствует реальности. Во-первых, взрослые не такие уж всемогущие. Они, как и дети, часто сталкиваются лицом к лицу со сложными проблемами. В действительности взрослые, к сожалению, тоже не ведают истин, а руководствуются собственным опытом и знаниями. Конечно, этот опыт гораздо значительнее детского, и все же он не в состоянии обеспечить безошибочного поведения. Взрослые тоже ошибаются, и чаще, чем им хотелось бы. В том числе и учителя.

Во-вторых, дети не такие уж беспомощные. У них есть свой, отличный от взрослого, взгляд на мир. Дети тоже чувствуют, и во многих случаях более тонко и точно, чем взрослые. Дети легко отличают правду от лжи. Дети тоже совершают научные открытия. Дети выступают с инициативой гораздо охотнее, чем многие взрослые.

И главное – в большинстве случаев дети в состоянии нести ответственность за свои поступки.

Поскольку эта идея не слишком близка нашей культуре, передавать ответственность ребенку за его поступки имеет смысл постепенно. Например, в случае уборки в классном кабинете можно предложить следующий механизм. Классный руководитель может написать на доске перечень работ, которые необходимо выполнить, и предложить детям в установленные временные рамки самим решить, кто возьмется за какую часть. Можно спросить у ребят, сколько им потребуется времени на выполнение этого несложного задания, и предупредить, что если по истечении времени работа не будет распределена, то учителю самому придется ее распределять.

Не стоит сразу ожидать от учеников взрослого поведения – конечно, распределение ответственности больше будет напоминать балаган. Вполне возможно, что по истечении отведенного времени задача выполнена не будет. Тогда, согласно изначальной договоренности, классный руководитель действует по более привычной детям и ему самому схеме. Однако такая неудача вовсе не доказательство неспособности учеников принимать ответственность. Скорее это говорит об отсутствии соответствующего навыка. Поэтому процедуру распределения ответственности можно повторять до тех пор, пока дети не сообразят, что им действительно предлагается сделать выбор самим и что учитель действительно ждет от них совершения выбора.

Если же дети справились и каждый выбрал себе такую работу, которую он согласен выполнить, классному руководителю имеет смысл зафиксировать это небольшое достижение. Не следует сразу переходить к выполнению работы. Дети совершили первый, пусть и небольшой, шаг по принятию ответственности, и этот шаг должен быть замечен и поддержан взрослым. Нескольких одобрительных высказываний классного руководителя и десятиминутного перерыва вполне достаточно, чтобы дать прочувствовать значимость случившегося события.

Велика вероятность того, что половина самостоятельно распределенной работы не будет выполнена, а вторая будет сделана недостаточно качественно. И снова это не свидетельство неспособности детей принимать ответственность, а доказательство того, что навык ответственного поведения еще не сформирован. Вместо того чтобы ругать детей, можно предложить им обсудить сложившуюся ситуацию и поискать пути ее возможного разрешения. Причем очень важно, чтобы анализировали и предлагали пути выхода сами дети. Не нужно отнимать у них инициативу, лучше дать возможность снова самим подумать и снова нащупать приемлемые для всех варианты дальнейших действий.

Хорошей позицией педагога в процессе передачи ответственности будет функция модератора. Модератор может задавать уточняющие вопросы, например: «Кто конкретно выполняет эту часть работы?» или «Какие конкретно сроки вы устанавливаете на выполнение работы?» Передаваемая ответственность должна быть конкретна, а задания выполнимы.

Детская инициатива и ответственность никоим образом не может быть угрозой авторитету взрослых, однако способна во многом облегчить жизнь и учителям, и в первую очередь самим ребятам.

Алексей ЧЕРНЫШ, психолог
E-mail: 4257998@gmail.com