Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ


Кирилова Светлана

«Нельзя ввести НСОТ, не выделяя дополнительных средств»

Эксперты подводят итоги внедрения новых систем оплаты труда

В 2009 году завершается КПМО. Его важнейшей составляющей было создание новых систем оплаты труда. В конце 2008 года ЦК профсоюза работников образования и науки провел мониторинг состояния НСОТ в России. Особый интерес профсоюзов вызывало сравнение ситуации с зарплатой в регионах, участвовавших и не участвовавших в КПМО. Сегодня некоторые из полученных результатов комментируют эксперты: Наталия Типенко, кандидат экономических наук, генеральный директор «Центра универсальных программ», который разработал инструментарий мониторинга, и Ирина Абанкина, кандидат экономических наук, директор Института развития образования ГУ-ВШЭ, эксперт КПМО.

Зарплата с процентами

За годы КПМО учительская зарплата повысилась. Об этом говорят факты. В Астраханской области большинство педагогов стали получать к концу 2008 года в среднем 8762 руб. в месяц (в начале проекта – около 4900 руб.).В Белгородской области средняя зарплата успешного учителя достигла 13710 руб. (в 2006 г. она составляла 5689 руб.). В Волгоградской области – до 14684 руб. (у начинающих педагогов – 6483 руб.). В Республике Алтай – до 12713 руб. в пилотных школах (до введения НСОТ – около 10000 руб.). В Ивановской области лучшие учителя пилотных школ могут получить до 18000 руб. (заработок среднего учителя – 8146 руб.). В Московской области средняя учительская зарплата составила в 2009 году 23152 руб. (в 2006 году – 10530 руб.).

Процентный рост учительских зарплат (по отношению к 2006 году) отличается по регионам в зависимости от избранной стратегии НСОТ и политики руководства области. В Амурской области зарплаты выросли в среднем на 15%.

В Тамбовской области – на 22%.

В Республике Карелии – на 32% (но у молодых учителей и специалистов – более чем на 100%).

В Краснодарском крае – на 49%.

В Республике Саха-Якутия – на 52%.

В Республике Чувашии – на 66,5%.

В Свердловской области – на 70%.

В Тверской области – на 74,84%.

В Пермском крае – на 76,6%.

В Республике Мордовии – на 82,45%.

В Томской области – на 92,4% (для пилотных школ).

В Ивановской области – на 104% (для пилотных школ).

В Московской области – на 119,86%.

– Для меня важно то, что результат мониторинга оказался предсказуем: регионы-участники КПМО практически по всем параметрам, касающимся НСОТ, показали лучшие результаты, чем те, кто не принял участия в проекте, – говорит Ирина Абанкина. – При этом нельзя сказать, что в КПМО были включены самые продвинутые или «беспроблемные» регионы. Многим из них в условиях перехода на новую ставку МРОТ (с 2300 руб. сразу на 4330 руб.) пришлось потратить на это значительную часть фонда оплаты труда. Это объективная причина, по которой в некоторых субъектах РФ объем стимулирующего ФОТ оказался низким: около 7% от фонда оплаты труда, как в Республике Карелии. Но многим регионам, задействовав внутренние резервы оптимизации – например, по наполняемости классов, по соотношению педагог–ученик, – удалось достичь уровня стимулирующего фонда, приближающегося к 15–20%. Это значит, что теперь лучшие учителя могут получать зарплату практически вдвое выше!

…Согласно данным мониторинга, объем стимулирующих выплат в регионах-неучастниках КПМО оказался в полтора раза ниже, чем у участников проекта (около 12–13% от фонда оплаты труда у первых и в среднем 17–19% – у вторых).

Но существует несколько регионов, где средняя учительская зарплата поднялась до 35 тысяч и выше.

Значит ли это, что их руководству удалось создать и внедрить эффективно действующий механизм НСОТ?

– Эти высокооплачиваемые регионы – Чукотка, Сахалин, Камчатка, – объясняет Наталия Типенко. – Там действуют северные надбавки. Коэффициент увеличения бюджетных расходов по Магадану равен 1,8., по Сахалину – 2,6. Если вы поделите эти 30 тысяч руб. на коэффициент 1,8, то получите те же самые 15 тысяч, которые получает хорошо оплачиваемый учитель в регионе без северных надбавок. Одним словом, зарплату на уровне Иркутской области. Так что здесь нет никаких чудес.

Десятка лучших

По данным мониторинга, введение НСОТ привело к тому, что в каждом регионе выделилась небольшая группа (не более 10%) учителей, которые стали зарабатывать в несколько раз больше коллег. Такие педагоги есть и в регионах-неучастниках КПМО. Однако там они получают (за исключением 3 случаев из 20) более низкие зарплаты.

Так, в Белгородской области минимальная и максимальная зарплаты педагогов отличаются в 4 раза. В Астраханской области средний учитель может рассчитывать на прибавку к зарплате из стимулирующего фонда в размере около 500 руб., а лучший – около 2000 руб.

В Волгоградской области зарплата лучших учителей повысилась в среднем на 84%. Выделилась 5-процентная прослойка педагогов-лидеров, которые получают зарплату более 20000 руб. 15% учителей зарабатывают от 15000 до 20000 руб. Зарплата большинства (38%) колеблется от 10000 до 15000 руб., 22% – от 7500 до 10000 руб., 20% – менее 7500 руб.

В Краснодарском крае 4,2% наиболее успешных педагогов зарабатывают более 20000 руб. в месяц, а еще 14% – более 15000 руб.

В Московской области 10% лучших учителей могут зарабатывать свыше 30000 руб., 20% – от 27000 до 30000 руб., 30%  – от 20000 до 25000 руб. Оставшиеся 40% педагогов – от 16000 до 20000 руб.

В Новосибирской области средняя зарплата высококвалифицированных учителей возросла на 74%. Более чем в два раза увеличилась педагогическая прослойка, зарабатывающая от 15000 до 20000 руб. (с 1469 педагогов в 2006 году до 3401 на 17 декабря 2008 года). В 3,7 раза стало больше учителей, ежемесячно получающих более 20000 руб

Кто эти учителя? Почему они выделились в среде коллег? Можно ли по результатам мониторинга набросать обобщенный портрет этого учителя?

– Сегодня мы не знаем, кто эти педагоги, – признает Наталия Типенко. – Условия нашего мониторинга не позволили выяснить даже их возраст. В некоторых регионах-неучастниках КПМО мы смогли уточнить стаж этой группы: это те, кто дольше всех работает в школе, у которых есть звания, степени, высокий квалификационный разряд… Впрочем, в регионах-участниках КПМО нет прямой связи между стажем и зарплатой. Возможно, среди высокооплачиваемых учителей оказались молодые педагоги без стажа.

Сколько стоит НСОТ?

Какими бы разными ни были модели НСОТ, всех волнует вопрос: что будет на следующий год с учительскими зарплатами?

Ведь значительную роль в повышении доходов педагогов сыграли вложения регионов.

Только в 2008 году правительством Республики Алтай на повышение учительских зарплат было выделено 9 млн руб., в Пермском крае – 25 млн (для 99 пилотных школ), в Томской области – 30 млн, в Новгородской области – 163 млн, в Республике Чувашии – 729,3 млн руб…

– Анализ показывает: нельзя ввести новую систему оплаты труда, не выделяя дополнительных финансовых средств, – говорит Наталия Типенко. – НСОТ стоит денег, и в ходе комплексного проекта модернизации образования регионы в этом убедились. Если в регионе собирались на 30% увеличить оплату учительского труда, то 20% приходилось дать сверху и лишь 10% можно было получить за счет экономии средств, увольнения непедагогического персонала и так далее. Например, в Орловской области губернатор выделил дополнительно 20% на зарплату учителям, а в Красноярском крае позиция губернатора была четкая – не увеличивать бюджет. Поэтому в Красноярском крае были большие проблемы с введением новой системы оплаты труда. Если раньше объем стимулирующего фонда составлял в разных регионах в лучшем случае 20%, в худшем – 13% от общего ФОТ, то в период кризиса эта доля уменьшится и будет составлять примерно 10–12%. Возможно, в лучшем положении окажется кое-кто из неучастников КПМО: некоторые из них проводили повышение медленно и осторожно.

…Существует и другое затруднение. В каких-то регионах-участниках КПМО еще не перешли на 100-процентное внедрение НСОТ.

– Как только участники КПМО в 2009 году выйдут на 100-процентный охват, посмотрим, смогут ли они увеличить зарплату почти в 3 раза учителям всех школ. Я думаю, что средств не хватит, – считает Наталия Типенко.

– Действительно, есть регионы, которые участвуют в КПМО только первый год и не успели распространить опыт НСОТ на все школы, – возражает Ирина Абанкина.  – Но таких единицы. Мониторинг проводился в сентябре–октябре 2008 года, когда еще не все школы перешли на 100-процентное введение НСОТ. По уточненным данным из регионов, мы знаем, что новая система оплаты труда была распространена на большинство ОУ. А бюджеты 2009 года у этих регионов уже были рассчитаны на введение НСОТ в 100% школ. Сегодня везде в регионах сделаны основы расчета бюджетов на 2009–2010 годы, а у многих  – проектировки бюджетов на 2010–2011 годы. И везде учитывается 100-процентный переход школ на НСОТ. В том числе выплата стимулирующих надбавок учителям.

Прощай надбавка?

Учителя с тревогой спрашивают: что произойдет с их зарплатами в условиях финансового кризиса?

– По закону учительский оклад уменьшать нельзя, – говорит Наталия Типенко.  – А сокращения в школах многие регионы-участники КПМО уже провели. Значит, придется резать объемы стимулирующих выплат. Поэтому впечатляющих результатов по учительским зарплатам в 2009 году уже ни у кого в регионах не будет.

– Во многих регионах с февраля–марта наблюдается снижение по сравнению с январем средней заработной платы. И не только учительской, – говорит Ирина Абанкина. – Это объясняется и финансовым кризисом, и спецификой бюджетного процесса. Муниципальные бюджеты, которые зависят от налогов (подоходного налога, налогов на прибыль, на имущество, на недвижимость и так далее), наполняются примерно в апреле–мае, когда проходит первый квартал сбора налогов. Весной 2009 года ситуация со сбором налогов в регионах оказалась хуже, чем прогнозировалось. Сегодня администрации субъектов РФ обещают, что не будут снижать социальные расходы (и в первую очередь  – расходы на зарплатную статью, которая является самой защищенной). Укрепление базовой части учительской зарплаты – это важное достижение КПМО. Но стимулирующие выплаты не относятся к защищенным статьям бюджета. Впрочем, пока мы еще не сталкивались с ситуацией, чтобы регион принципиально отказался бы от стимулирующих выплат. Многие регионы сейчас начнут получать федеральные субсидии. Поэтому они перенесли «на потом» выполнение части своих обязательств по стимулирующим выплатам (которые могли начисляться раз в квартал или в конце года, даже если учителя получали их каждый месяц). И это вполне законно.

В целом за годы КПМО в России поняли: НСОТ может быть эффективно действующим инструментом, принципиально отличающимся от предыдущей системы оплаты труда. И теперь задача для регионов – защищать достигнутое в годы КПМО. Тем более что в ходе КПМО во многих регионах активизировалось сотрудничество с профсоюзами, отработаны эффективные модели привлечения общественности к управлению школами.

Полностью материалы читайте в №15, 16 газеты «Управление школой»