Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2009
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Дашковская Ольга

Духовно-нравственный эксперимент

Теперь ученику будет предлагаться выбор, какое воспитание он хочет получить: религиозное или светское

Выступая в июле на специальном совещании в Барвихе, Президент России Дмитрий Медведев поддержал идею преподавания в школах основ религиозной культуры. Президент сообщил, что соответствующие предложения были выдвинуты лидерами ведущих религиозных конфессий.
Теперь российское образование ждет новый эксперимент, на этот раз по духовно-нравственному воспитанию: в нем будет участвовать каждая пятая школа страны, а финансирование исчисляется сотнями миллионов рублей.

Новая графа в аттестате

Согласно статистике, примерно половина граждан РФ считают себя религиозными, из них: 80–85% – православные, 10%  – мусульмане, около 7% – последователи остальных конфессий, в том числе иудаисты – менее 1%, буддисты – менее 1%.Б.
Напомним, что постепенное введение преподавания в школе предметов с религиозным содержанием происходит уже давно. По данным Минобрнауки, такие дисциплины изучаются в 61 регионе. В 35 субъектах РФ их проходят не более одной тысячи учащихся, в 17 – до нескольких тысяч, в 8 – десятки тысяч школьников.
Например, в Ингушетии основы культуры ислама осваивают 35 тыс. детей, в Чечне – 93 тыс. А в Белгородской области «Основы православной культуры» (ОПК) изучают около 150 тыс. школьников.
С 1999 по 2003 год образовательное ведомство выпустило четыре документа, разъясняющие особенности изучения в школе религиозных предметов, в том числе ОПК. При этом руководители ведомства неоднократно заявляли, что они «не вправе влиять на региональный компонент», в рамках которого преподаются эти дисциплины, и предлагали ввести взамен ОПК обзорный курс по истории всех религий.
14 ноября 2007 года были приняты поправки в Закон «Об образовании», устанавливающие новую структуру образовательного стандарта и отменяющие национально-региональный и школьный компоненты.
Таким образом, ОПК и другие религиозные дисциплины оказались вне сетки учебных часов. Поэтому Синод РПЦ предложил включить в новое поколение стандартов образовательную область «Духовно-нравственное воспитание». Инициативу поддержали разработчики из РАО.
Новая образовательная область предусматривает изучение истории и культуры четырех традиционных религий России (православие, ислам, иудаизм, буддизм) или курса светской этики – по выбору учащихся и их родителей. Это будет «обязательный факультатив», рассчитанный на 2 часа в неделю в последней четверти 4-го и первой четверти 5 класса. В школьном аттестате появится графа «Духовно-нравственное воспитание» (без указания конфессии).
По планам Минобрнауки трехлетний эксперимент по введению новой дисциплины начнется в апреле 2010 года в 18 регионах и охватит 12 тыс. школ и 256 тыс. учащихся.
Потребуется подготовить и издать учебники, методические пособия, хрестоматии по новым дисциплинам и организовать переподготовку более 40 тыс. педагогов. По прогнозам министра образования и науки Андрея Фурсенко, это обойдется государству в сотни миллионов рублей. «Эти деньги не пропадут», – оптимистично заверил министр.

А учебники не готовы...

Проблема, однако, заключается в том, что новые учебники, по крайней мере по ОПК, к началу эксперимента еще не будут готовы.
Об этом заявил в своем выступлении на пресс-конференции в «МК» профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев. Патриарх Кирилл назначил его руководителем редакционной комиссии, составляющей новый учебник по ОПК.
По словам А.Кураева, на первом этапе эксперимента учителям придется использовать собственные наработки и уже имеющиеся учебники. Хотя ни один из них, по признанию А.Кураева, не соответствует ни возрасту «экспериментальных» учащихся, ни содержанию и духу нового курса, главная задача которого – преподавание религиозной культуры в светском ключе при толерантном отношении к другим религиям.
Как заявил А.Кураев, авторы нового учебного курса ОПК не ставят своей целью «вербовку новых прихожан» и религиозную пропаганду на уроках. Учитель не вправе призывать к совершению религиозных обрядов и провозглашать свою конфессиональную идентификацию (например, вместо «мы, христиане» он обязан говорить о верующих в третьем лице – «с точки зрения христиан»). Как на уроках, так и в учебнике не допускается критика той или иной религии, превознесения одной религии над другой.
А.Кураев обещал, что разработка новых учебников по этой дисциплине будет вестись в режиме широкого общественного обсуждения.
Также он призвал к взаимодействию рабочие группы других конфессий, пишущие учебники, чтобы согласовать подходы к изложению материала.

Сотрудничать хотят не все

Правда, как выяснилось на той же пресс-конференции, представители других конфессий вовсе не горят желанием сотрудничать с РПЦ и скептически оценивают предстоящее нововведение.
Так, муфтий Харис-хазрат Саубянов заявил о том, что у мусульман значительно меньше возможностей подготовить квалифицированных школьных педагогов, чем у РПЦ. Кроме того, он выразил обеспокоенность, что «один-два ребенка из мусульманских семей» в каждом классе вряд ли получат реальную возможность изучать основы своей религиозной культуры.
«Таким образом, это хорошее начинание может быть загублено неправильными действиями, перекосами и самодеятельностью», – считает Харис-хазрат Саубянов.
По мнению представителя Российского объединения союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), епископа Константина Бендаса, реальное воплощение этого замысла обернется дискриминацией и травлей детей – представителей малочисленных конфессий.
«Эксперимент в ближайшее время полностью провалится, но пока это случится, будут потрачены сотни миллионов рублей из бюджета, искалечены души детей, и все это однозначно приведет к усилению межрелигиозной конфронтации в России», – убежден К.Бендас.
Примечательно, что даже оптимистично настроенный Андрей Кураев не исключает возможности резкой перемены курса со стороны правительства в самое ближайшее время.
«Пока мы будем готовить и апробировать новые учебники, вполне может быть, что точка общественного консенсуса опять сместится и нам придется писать новые учебники для других классов или для всей школы», – заявил он.

Благие намерения...

Участники обсуждения не касались вопроса о преподавании светской этики, поскольку этот предмет является вотчиной министерства, его «любимым детищем», как считает Андрей Кураев.
Вместе с тем содержание светского курса представляется еще более туманным по сравнению с религиозными. В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» (это сокращенное название документа, разработанного под руководством члена-корреспондента РАО, генерального директора издательства «Просвещение» А.М.Кондакова) подробно перечислены цели и задачи духовно-нравственного воспитания (социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России), базовые ценности воспитания, в числе которых патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, искусство и литература, природа и даже человечество.
Однако остается вопрос: каким образом сделать эти ценности действенной силой воспитания, как реализовать упомянутые воспитательные задачи? Здесь предлагается опираться на нравственный пример учителя и создавать детско-юношеские и молодежные движения, организации, сообщества как «традиционную и хорошо зарекомендовавшую себя форму социализации» подростков…
Не случайно на заседании Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО этот документ подвергся достаточно резкой критике из-за его декларативности.
А что думают по поводу нововведения представители педагогической общественности?

«Противоречия будут возникать на каждом шагу»

«На мой взгляд, предложение Дмитрия Медведева как минимум своевременно, – убеждена член Общественной палаты РФ, президент образовательного холдинга «Наследник» Любовь Духанина.
По мнению Л.Духаниной, «с учетом разработки учебников и пособий по этим курсам большого напряжение у директоров школ и учительско-преподавательского состава это нововведение не вызовет».
Иной позиции придерживается ректор Московского института открытого образования Департамента образования г. Москвы Алексей Семенов: «Как показывает практика, светский характер преподавания религии – это парадокс. Провести грань между этическими и религиозными догматами крайне сложно, и здесь легко запутаться.
Если учитель сам не является сторонником той или иной религии и не верит в то, что преподает, то это уже кощунство. Если преподаватель верующий, то он не может не передать своей позиции, своего отношения к религии детям, и это войдет в противоречие со светским характером образования. И такие противоречия будут возникать на каждом шагу, а для того, чтобы научить педагога обходить эти острые углы, потребуется не один десяток лет. В противном случае процесс воспитания приведет к росту конфликтов между родителями и учителями, между самими учащимися, обществом и школой и т.д.».
Своими сомнениями поделилась с «ПС» и директор гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга, член Общественного совета при Минобрнауки Майя Пильдес: «Во-первых, непонятно, откуда брать время на проведение таких занятий, потому что дополнять учебный план невозможно – он и так перегружен, а сокращать часы на изучение других предметов тоже нельзя. Во-вторых, государство не может оплачивать религиозное воспитание. Это нецелевое расходование средств, которых и без того не хватает на школьную мебель, оборудование и другие первостепенные нужды. В-третьих, столько преподавателей по разным религиям нам не подготовить. Особенно остро эта проблема встанет в таком многоконфессиональном мегаполисе, как Санкт-Петербург.
Школа – это светское учреждение, и преподавание религии как отдельного предмета, на мой взгляд, – порочная практика, – считает М.Пильдес. – Для желающих приобщиться к религии у нас есть воскресные школы, которые существуют на средства прихожан. Расширение их сети при каждой конфессии – наиболее правильный путь».
Пресс-конференция в «МК» в очередной раз показала, что среди представителей конфессий существуют острые разногласия в вопросе о преподавании религиозных дисциплин в школе. Нет единства и среди работников образования.
Где гарантия, что эти противоречия не будут перенесены в школу? И целесообразно ли в период, когда бюджетный дефицит растет, тратить сотни миллионов рублей на очередной эксперимент, в то время как нет денег на первоочередные потребности школы – новое оборудование, зарплаты, питание учеников? А ведь на голодный желудок не воспринимаются ни таблица умножения, ни библейские истины…