Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Берштейн Анатолий

Фальсифицируем понемногу...

Сразу после создания при Президенте РФ комиссии по борьбе с фальсификацией истории произошло весьма показательное событие.
На официальном сайте Министерства обороны России в разделе «История против лжи и фальсификаций» обнаружился текст «Вымыслы и фальсификации в оценках роли СССР накануне и с началом Второй мировой войны», подписанный начальником научно-исследовательского отдела военной истории Северо-Западного региона РФ Института военной истории Министерства обороны, кандидатом исторических наук полковником Сергеем Ковалевым. В статье скрывалась сенсация: оказывается, в начале Второй мировой войны виновата Польша.
«Все, кто непредвзято изучал историю Второй мировой войны, знают, что она началась из-за отказа Польши удовлетворить германские претензии,  – пишет г-н Ковалев. – Однако менее известно, чего же именно добивался от Варшавы А.Гитлер. Между тем требования Германии были весьма умеренными: включить вольный город Данциг (ныне Гданьск. – Ред.) в состав Третьего рейха, разрешить постройку экстерриториальных шоссейной и железной дорог, которые связали бы Восточную Пруссию с основной частью Германии. Первые два требования трудно назвать необоснованными. ...Подавляющее большинство жителей отторгнутого от Германии согласно Версальскому мирному договору Данцига составляли немцы, искренне желавшие воссоединения с исторической родиной. ...Кстати, в отличие от западных границ Германия никогда добровольно не признавала внесенных Версальским договором территориальных изменений на востоке. Поэтому, когда Германия 24 октября 1938 года предложила Польше урегулировать проблемы Данцига и «польского коридора», казалось, что ничто не предвещало осложнений. Однако ответом стал решительный отказ. Стремясь получить статус великой державы, Польша никоим образом не желала становиться младшим партнером Германии».
Вот так – требования будущего агрессора были «обоснованными» и «естественными», а Польша просто сделала мир заложником своих амбиций.
Критика этого «научного» труда вряд ли уместна, ибо очевидно, что подобная логика применима к любым территориальным претензиям и оправдывает любые войны из-за отказа эти претензии удовлетворить. Например, советско-финскую, когда мы обратились к Финляндии с очень «умеренной» просьбой обменять малую часть Карельского перешейка на большую территорию в Карелии. Или почему бы нынче не отнестись сочувственно к позиции Японии, требующей Курилы, или к той же Германии, если она вдруг вспомнит, что Калининград (Кенигсберг) исконно немецкая земля?
Поэтому вполне естественно, что скандальный текст сразу же после огласки в СМИ пропал с сайта Минобороны, а официальные лица тут же объявили, что мнение полковника Ковалева «не является официальной позицией российского военного ведомства».
Ну и хорошо. Пусть хотя бы так. Но начало борьбы с фальсификациями многообещающее…