ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Уравнение без корней
С одной стороны ЕГЭ и ГИА, с другой – здравый смысл
Моя дочь неделю назад писала ГИА. Кто не знает – это что-то вроде ЕГЭ в 9 классе. Вот задание: «Словосочетание «сказал радостно», построенное по принципу примыкания, заменить на синонимичное, построенное по принципу управления».
Такое впечатление, что группа академиков и член-корреспондентов, для которых это «примыкание-управление» и есть вся жизнь, держит под контролем всю территорию страны. И все население.
Они думают, что это и есть образование. И хотят, чтобы все остальные думали так же.
Где пригодится это «примыкание-управление»? Кому? Юристу, экономисту, врачу? Или, может, это нужно для развития каких-то особых психических свойств личности, каких-то, простите, понятийных структур?
...В школе все мы решали уравнения. Это были специально составленные уравнения, и всегда можно было найти решение. Но в жизни бывают уравнения без решений – уравнения без корней.
Мне все больше кажется, что сама школа – это уравнение без корней.
Левая половина не равна правой ни при каких значениях. С одной стороны, выполнение государственной программы, всех этих ЕГЭ и ГИА – того, чего государство ждет от нас. С другой – понимание, что такое настоящее образование, здравый смысл, любовь к детям.
Что ж делать? Ясно, что государство от своего не отступится. Но пусть оно четко озвучит свои требования: что должен знать выпускник школы. И пусть проверяет нас строго – но проверяет результат, а не процесс. Не требуя поурочных планирований и не сличая записи в журнале с рабочей программой курса, а ее – с примерной программой, опубликованной в «Вестнике образования».
Выделим в выпускных классах на предметы, по которым существует ЕГЭ, столько часов, сколько нужно: два–четыре–шесть… И будем готовить, тренировать, натаскивать… Поставим каждому выпускнику компьютер с программой по подготовке к ЕГЭ и научим его, как зайца, стучать по клавиатуре.
Стандарт-то какой? Государственный? Выполним его для государства.
Но остальное время будем честно работать. Не думая ни о какой программе, делать интересные дела, решать головоломные задачки, смотреть фильмы, беседовать с людьми, писать тексты, читать хорошие книжки, ездить на экскурсии, ставить опыты… Как много можно в школе делать вещей интересных и полезных! И что примечательно, эти слова почти синонимы: всё, что по-настоящему интересно для ребенка, – полезно для его развития.
Будем работать, делать свое дело, а перед экзаменами – готовить детей к экзаменам. Это требует и от нас, учителей, и от родителей гражданской позиции. Не бояться сказать, что мы хотим учить и воспитывать своих детей тому и так, как мы считаем нужным. И взять на себя ответственность.
Это не хоженый путь, не шоссе государственной программы, и никто не дает гарантий. Может, будут ошибки, может, заблудимся, даже зайдем в тупик. А кто может дать гарантии в деле воспитания ребенка?
Но хуже не будет.