Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Лебедев Сергей

Диплом, здоровье и любовь к Родине

Таковы, судя по социологическим опросам, главные цели воспитания в представлении родителей

Проведенный в начале июня опрос ВЦИОМа показывает: представления о воспитании, существующие у современных российских родителей, таковы, что дети в лучшем случае предоставлены самим себе. А в худшем – ребенка растят так, словно заранее задались целью воспитать идеального клерка.

Неучастие в судьбе

Вопрос: «Что вы лично считаете главным в воспитании детей?» 53% опрошенных – самый частый ответ – сказали: «Дать хорошее образование».
Можно предположить, что это просто смешение понятий. Но на самом деле ответ этот – печальный и трагический.
Это ведь не родители дают образование – они лишь отдают ребенка в школу, по возможности – в хорошую. И уже школа его учит, а потом – техникум или вуз. Подменяя воспитание образованием, родители фактически отстраняются от собственных детей; их участие в судьбе ребенка измеряется не человеческим участием, а теми практическими возможностями для будущего, которые взрослые дают детям. «Хорошее образование» – как раз одна из таких возможностей.
Сюда же – второй по распространенности (39%) ответ на вопрос о главном в воспитании: «Приобщение к здоровому образу жизни». Спору нет, здоровье важно. Но считать профилактику вредных привычек вкупе со спортом важнейшей составляющей воспитания означает поставить все с ног на голову: воспитание все-таки – это не «веселые старты» и не «Вестник ЗОЖ».
Образование – в его прагматическом понимании – и здоровье – это из области символики того идеального образа жизни, который существует скорее в медийном пространстве, чем в реальности. Образование означает карьеру, деньги, успех. Здоровье позволяет надеяться, что все это придет к тебе тогда, когда ты будешь еще в состоянии получать от этого удовольствие.
И не случайно третий по частоте ответ  – «главное – это воспитание честности и доброты» – набрал в среднем 34%. С честностью и добротой вряд ли можно рассчитывать на карьеру, да и розовощеким атлетом из фитнес-центра тоже не стать. А главное – воспитание этих качеств предъявляет очень жесткие требования к родителям: здесь нельзя ни передоверить ребенка дипломированным воспитателям, ни отступиться в жизни от того, что ты хочешь воспитать.

Разрыв поколений

Несмотря на то, что в реальности родители хотели бы, чтобы воспитанием – читай, образованием – их детей занималась школа или другое образовательное учреждение, 72% опрошенных заявили, что воспитание – это дело семьи. Но вот что примечательно: семья здесь выступает в сильно усеченном виде. Потому что только 12% согласились с тем, что к воспитанию детей должны быть так или иначе причастны бабушки и дедушки.
Конечно, такой разрыв можно списать на конфликт воспитательных установок; на то, что бабушка или дедушка станут воспитывать «по старинке», а мы хотим, чтобы дети получали все только самое современное и «продвинутое», в том числе и в воспитании.
Но что такое тогда семья, если в ней нет преемственности поколений, если опыт прошлого – каким бы он ни был – отчеркнут от настоящего? Это действительно атомизированная «ячейка общества», капсула, существующая только «здесь и сейчас». Вкупе с ориентацией на успех в будущем такая установка способна породить физически здоровых и образованных, но, к несчастью, безродных людей. И эту безродность не поправишь, увы, ни кружком краеведения, ни «Основами православной культуры».

Выпьем, няня…

Самой острой проблемой детей в современном обществе россияне считают алкоголизм и наркоманию – 45%. Что, конечно, закономерно для страны, которая уже много лет занимает одно из первых мест по употреблению спиртного на душу населения в рейтингах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Но дело даже не в том, что родителям, сетующим на пьющих подростков, стоило бы заглянуть в собственный холодильник или вспомнить утро последней субботы.
Алкоголизм и наркомания – проблемы второго порядка. Проблема первого порядка в том, что жизнь, которой живут взрослые, такова, что хорошо, если детям в ней отведен хотя бы небольшой уголок. И тот общественный уклад, который строят здоровые, «продвинутые», ищущие успеха взрослые, на самом деле античеловечен. И те жизненные ориентиры, которые взрослые дают детям и подросткам, приводят к растянутому во времени духовному самоубийству.
Но взрослые видят только внешние эффекты: подростков, пьющих пиво на улице, шприцы на лестничной клетке. И беспокоятся, потому как – непорядок.
Недавно Государственная дума приняла закон, вводящий «комендантский час» в ночное время для детей и подростков. Президент закон одобрил. И никто не заметил, что взрослые стали вести себя на территории детства как войска на территории противника: когда диалог невозможен, когда сторонам нечего друг другу предложить по существу, вводится «комендантский час». И наступает порядок, который держится силой принуждения.

Набор Робинзона Крузо

Итак, идеальный портрет воспитанника: образован, здоров, не имеет вредных привычек. Каждый третий честен и добр, остальным это без надобности. Добавим еще любовь к Родине, трудолюбие, умение постоять за себя и знание профессии, которая всегда даст кусок хлеба (эти вещи назвали главными в воспитании от 20 до 10 процентов опрошенных). Некоторым  – 13% – пригодится «развитие умственных способностей», «деловая хватка» – 9% и «умение приспосабливаться к обстоятельствам» – 9%.
Все остальные ответы – воспитание терпимости, приобщение к демократическим ценностям, формирование собственных убеждений и гражданской позиции  – в пределах статистической погрешности опроса.
Примечательный получается портрет, не правда ли? Это портрет абсолютно внешнего человека. Человека, который выходит в жизнь, не имея собственных убеждений, вообще ничего собственного, кроме диплома, здоровья и любви к Родине. Это набор духовного Робинзона Крузо, выплывшего на некий воображаемый остров после крушения культуры как таковой.

Внутренняя школа

В условиях, когда у родителей господствуют такие воспитательные установки, резко возрастает роль школы. Потому что только школа остается пространством, где – хотя бы теоретически – возможна для ребенка другая жизнь; где образование строится не на пафосе будущего успеха, а на познавательном интересе; где существуют взрослые, преданные своему делу не только в силу трудолюбия или «знания профессии, которая всегда даст кусок хлеба», а потому, что в этом деле они видят нечто большее, чем работу,  – видят смысл.
И весь, может быть, вопрос в том, сумеем ли мы удержать такую школу. Она уже существует – существует внутри тысяч ОУ, которые, в свою очередь, вводят НСОТ, сдают ЕГЭ, участвуют в КПМО. Существует инициативой и трудом неравнодушных учителей и директоров. Существует как внутреннее пространство, как уклад, как система отношений. И если в образовании победит логика аббре­виатур, логика проектов и отчетов, мы эту школу потеряем.