Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Cегодня вряд ли кто-то будет оспаривать необходимость развития у детей компетентностей. Проблема в том, что образовательных программ, которые позволяют системно подойти к решению этой задачи, пока еще крайне мало. Одна из них представлена в статье М.Тыртышной «”Как стать личностью”: технология поддержки социального становления школьников» («КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ», № 4 за 2009 год). Предлагаемая автором программа построена так, что ребенок шаг за шагом открывает для себя собственные психологические особенности, учится осознавать их, анализировать и затем применять эти знания и умения в жизни. При этом используются диагностические, тренинговые, проектные и другие методики. А в основу технологии положен принцип создания ситуаций, побуждающих учеников к самостоятельному, осознанному действию.
В процессе освоения программы ребята учатся понимать причины своих и чужих поступков, строить продуктивное взаимодействие в процессе групповой деятельности, а также учатся самостоятельно работать над развитием собственных способностей и умений. В этом им помогает «Дневник личностного развития», куда ученики заносят все, что узнали об особенностях своей памяти, мышления, эмоциональных состояний, используемых и пока еще не освоенных способах работы с информацией...
В методической части публикации содержится много практических рекомендаций, дается описание упражнений, нацеленных на развитие эмпатии, креативности, рефлексии, коммуникативных, познавательных и других способностей, приводятся конкретные формы и приемы работы.

Исследования показывают, что к концу первого года обучения в начальной школе большинство детей имеют ориентацию либо на сам процесс познания, либо на получение высокой оценки. При этом преобладание того или иного мотива во многом зависит от педагога. Как отмечают С.Гани и В.Гани в статье «Развитие учебной мотивации первоклассников при различных стилях педагогического руководства» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 1 за 2009 год), развитию познавательной мотивации способствует демократический стиль руководства классом, для которого характерна нацеленность учителя на стимулирование осмысленного подхода к обучению и на поддержку творческой атмосферы на уроке. Авторы статьи провели сравнительное исследование отношения детей к обучению в различных классах: где работали педагоги с демократическим, авторитарным и «неустойчивым» стилем взаимодействия с детьми. Поясним, что определение «неустойчивый стиль» означает, что на разных уроках педагог ведет себя по-разному: то как авторитарный учитель, то как демократичный. Так вот, оказалось, что в классе демократичного учителя 80% детей указали на познавательный мотив как основную причину посещения школы. В «авторитарном» классе этот мотив выделили 40% ребят, а в классе, где преобладал «неустойчивый» стиль общения с детьми, – лишь 20%. Выяснилось также, что при отсутствии познавательной мотивации хорошее отношение к школе, как правило, поддерживается за счет игровых мотивов: «В школе мне нравятся перемены, можно побегать»; «В награду за хорошую учебу мне подарили игрушку»; «Разрешили поиграть на компьютере весь день».

Учитель «десятый раз» убеждает ученика, что надо делать то-то и то-то. Ученик вроде бы все понимает, соглашается, но на практике снова делает все по-своему. Знакомая картина? Как же в подобной ситуации добиться более благоприятного результата?
Известно, к примеру, что любая установка состоит из трех сфер – эмоциональной, интеллектуальной и сферы практического действия. И когда ученик не хочет делать что-то, важно выяснить, какой именно компонент установки повинен в отрицательном отношении к действию. Например, ребенок не хочет заниматься физической культурой, потому что она ему (он в этом убежден) не нужна. Или он понимает, что физкультура ему нужна, но не видит в занятиях ничего приятного для себя. А может быть, ученик и понимает ценность того или иного занятия, и склонен к делу, но считает, что у него ничего не получится. Каждый из этих случаев особый и требует особого подхода. Более подробно об этом можно узнать, прочитав статью кандидата психологических наук А.Белоусова «Убедить сделать – значит побудить сделать» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 5 за 2009 год).