О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Фриц Перлз
Внутри и вне помойного ведра
М.: Психотерапия, 2007
Книгу, конечно, нельзя назвать новинкой, она написана много лет назад. Но каждое новое издание не залеживается в магазинах. Ведь автор – выдающийся психотерапевт, основатель гештальт-терапии.
Даже для несведущего в психологии человека книга станет увлекательным, хотя и нелегким чтением. Уже выбрав название, автор определил неподражаемый стиль повествования. Это причудливая смесь воспоминаний, профессиональных размышлений, философских раздумий, описаний исторических событий и далеких друг от друга мест на земном шаре, где приходилось бывать автору. Рассуждения и полемика с коллегами сменяются стихотворными строками, дневниковые записи внезапно обрываются и уступают место рассказам о семье, друзьях, любовных увлечениях, войне, болезни, путешествиях; потом вдруг автор начинает спорить с самим собой. Но при всей причудливости набора, который извлекается из «ведра», читатель не может не чувствовать единства, связи, внутренней логики, которые задаются… обаянием автора? его талантом? вкусом к жизни?
Следуя за описаниями, пестрыми, разностильными, иногда обескураживающими, ты к середине книги с удивлением понимаешь, что получил некоторое представление о гештальт-терапии. Хотя книга меньше всего похожа на справочник или учебник с их обстоятельными определениями, чередой ссылок и обоснований.
Не поручусь, что смогла бы сдать даже самый плохонький зачет по психологии после прочтения, но то, что буду возвращаться и перелистывать время от времени книгу, это наверняка.
Педагогическая поддержка ребенка
в образовании
М.: Академия, 2006
Понятие педагогической поддержки, прижившееся в образовательном сообществе с легкой руки О.Газмана, давно стало символом и главным воплощением гуманной педагогики. Это «процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности». За последние два десятилетия эти слова вдохновили многих педагогов на то, чтобы искать новые способы работы, перестраивать взаимоотношения ребенка и взрослого в воспитательном пространстве. Благодаря их усилиям в образовании действительно произошли глобальные перемены, а идеи Газмана продолжали развиваться и воплощались в практике.
Хотелось бы верить, что эти изменения необратимы. Видимо, эта же надежда привела издателей к мысли собрать под одной обложкой подробный обзор всего, что достигла педагогическая наука и практика в области педагогической поддержки. Здесь изложены основные положения концепции, рассматривается отличие от традиционного обучения и воспитания. Для практиков будет особенно полезно прочитать о механизмах поддержки как особой педагогической деятельности – со специфическими целями, задачами, условиями, позицией педагога. Много места в книге уделено различным тактикам, формам, приемам, описанию типичных школьных ситуаций и тому, как выбирать адекватные способы действия в том или ином случае. Отдельная глава посвящена педагогической поддержке как основе профессиональной деятельности классного руководителя (или классного воспитателя, как предлагал Газман).
Заканчивается книга прогнозом, что если педагогическая поддержка войдет в массовую школу, то «постепенно изменятся весь уклад школьной жизни, содержание образования ребенка и смысл педагогической деятельности каждого учителя, администрации школы и методиста в управлении». Ах, если бы…