ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Федеральные университеты проходят науку выживания
Финансирование вузов нового типа серьезно сократится
На заседании межведомственной рабочей группы по реализации приоритетного национального проекта «Образование» обсуждались итоги выполнения программ развития федеральных университетов. На модернизацию образовательного процесса, организацию научных исследований и развитие кадрового потенциала этим вузам были выделены миллиарды рублей. Однако, как считают эксперты, деньги потрачены, добиться поставленных целей не удалось.
«Сократить издержки
и умерить аппетиты»
В нынешнем году финансирование федеральных университетов резко сократится. Бюджет страны секвестирован, и вместо предполагавшихся 4 миллиардов рублей университеты нового типа получат 1 млрд 274 млн рублей: Сибирский и Южный по 500 млн рублей, Дальневосточный – 274 млн рублей.
Для сравнения: в 2007–2008 годах Сибирскому и Южному университетам выделялось по 5,25 млрд рублей на каждый вуз. И уже тогда ректоры этих учебных заведений говорили, что денег для решения поставленных перед ними задач недостаточно.
Теперь, как отметил министр образования и науки Андрей Фурсенко, «необходимо коренным образом сокращать издержки, перераспределять средства оптимальным образом и резко умерить аппетиты». И добавил, что о тех деньгах, которые были выделены на развитие федеральных университетов в докризисный период, «мы будем еще долго вспоминать как о чем-то фантастическом».
Как же распорядились федеральные университеты стартовым капиталом?
Куда ушли средства
Все три университета вложили колоссальные средства в приобретение уникального учебно-лабораторного оборудования, в создание центров коллективного пользования и технопарков.
Как отмечали члены межведомственной рабочей группы, без усиления материально-технической базы невозможно обеспечить высокое качество образования и вузовской науки. Но в то же время выразили сомнение в том, что мегауниверситетам удастся выполнить поставленные перед ними задачи.
Речь идет о том, что они призваны стать центрами инновационно-технологического развития и подготовки кадров международного уровня и в течение ближайших лет войти в десятку ведущих вузов России, а к 2020 году – в число 100 лучших университетов мира.
Специалисты федеральных университетов издают новые учебники и пособия, обновляют образовательные программы, проводят научные исследования, но представленные ими результаты деятельности пока не вдохновляют экспертов.
Наибольшие опасения вызывает тот факт, что образовательные учреждения и научные центры, которые вошли в состав вузов новой формации, как были, так и остались разрозненными структурами, между которыми не налажено должного взаимодействия. Причем работники учебных заведений и НИИ гуманитарного профиля получают значительно меньшую зарплату, чем их коллеги, которые занимаются исследованиями и разработками в области технических и естественных наук.
Не очень ясны для членов межведомственной рабочей группы и эффекты от обновления образовательного процесса в вузах нового типа.
По свидетельству ректора Южного федерального университета Виктора Захаревича, преподавателями этого вуза разработаны новые учебные программы, благодаря чему у студентов появилась возможность выбирать курсы в соответствии со своими интересами и будущей специальностью.
Однако экспертов эти данные не убедили, а выводы, сделанные министром по итогам отчетов ректоров, заставляют серьезно задуматься.
Прорыва не произошло
«Мы не в полной мере удовлетворены тем, на какие результаты мы вышли. Прорыва не произошло», – заявил Андрей Фурсенко. Более того, он подверг сомнению целесообразность создания федеральных университетов, задаваясь вопросом о том, во благо или во вред системе образования послужит это нововведение.
Правда, как считают эксперты, окончательные выводы пока делать преждевременно, что, конечно, не снимает той колоссальной ответственности, которая возложена на вузы новой формации образовательным сообществом.
Ведь от эффективности научно-образовательной деятельности этих вузов зависит решение вопроса о дальнейшем развитии сети федеральных университетов.
В ближайший период им предстоит доказать, что на основе их опыта может быть создано еще несколько системообразующих комплексов в разных регионах страны.