Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Краюхин Василий

Генеральная прокуратура вступилась за детей

Наказание за жестокое обращение с ребенком, возможно, будет усилено

Генеральная прокуратура предлагает изменить наказание родителям, жестоко обращающимся с детьми. Сегодня отец или мать могут быть наказаны штрафом либо исправительными работами. В Генеральной прокуратуре считают, что максимальной мерой должен быть тюремный срок.

«Жестокое обращение с детьми в семье вызывает серьезное беспокойство. В прошлом году родителями и законными представителями было совершено 6 тысяч подобных преступлений в отношении детей, причем эта цифра из года в год остается на высоком уровне», – сообщили «Российской газете» в Генеральной прокуратуре, комментируя инициативу ведомства.
Сегодня ответственность родителей перед законом определяется статьей 156 Уголовного кодекса «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». Генпрокуратура предлагает усилить санкции по этой статье, а также запретить прекращение дела «за примирением сторон».
«Уголовное наказание – это крайняя мера, никто не отправит в тюрьму отца, который сгоряча схватился за ремень. Но если родители – наркоманы или алкоголики, а их жилье – притон, то детям там делать нечего», – пояснили представители прокуратуры в комментарии «РГ».
Официально инициатива Генпрокуратуры была озвучена в докладе Генерального прокурора в Совете Федерации. Будет ли создан соответствующий законопроект  – поправки в Уголовный кодекс вносит парламент, – пока неизвестно. Однако уже сейчас можно проанализировать вероятные последствия принятия такого законодательного акта.
С одной стороны, жестокое обращение родителей с детьми должно быть наказуемо, и серьезно. И в правовом смысле предложение Генпрокуратуры представляется верным: даже жестокое обращение с животными наказывается  – в качестве максимальной меры  – «лишением свободы на срок до двух лет». А статья 156 предполагает для родителя или педагога, допустившего жестокое обращение с несовершеннолетним, лишь «ограничение свободы на срок до трех лет».
С другой стороны – если исходить из интересов ребенка, – эффективность такой меры оказывается под вопросом. Предполагать, что взрослый человек, жестоко обращающийся с детьми, вспомнит про Уголовный кодекс и отступится, по крайней мере наивно. Здесь нужна система профилактики семейного насилия, единая система работы с неблагополучными семьями; система, которая бы предотвращала, а не регистрировала и карала, как это происходит сейчас.
Опыт создания таких систем существует, правда, на уровне муниципалитетов и регионов. В них задействованы и милиция, и социальные службы, и образовательные учреждения, и психологи. Однако на федеральном уровне каждое ведомство, ответственное за защиту детей, проводит свою политику, создает свои, не связанные между собой программы. И пока так будет продолжаться, детей не защитят от жестокого обращения никакие санкции Уголовного кодекса.