Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Клаус Фопель
На пороге взрослой жизни
М.: Генезис, 2008

Это четвертая часть цикла «Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами». Здесь собраны тренинговые и игровые занятия, помогающие старшеклассникам определиться с планированием своей дальнейшей жизни, решать личностные проблемы и выстраивать сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Как и в предыдущих сборниках, автор вкратце напоминает читателю о тех трудностях, ошибках и задачах, с которыми сталкивается ребенок во время подросткового кризиса. И напоминает: «Одних наших требований повзрослеть недостаточно для того, чтобы подростки смогли разобраться в себе, пересмотреть систему ценностей, благополучно отделиться от семьи, в которой прошло их детство, – мы должны помочь им в этом».
И в первую очередь в планировании будущего. Упражнения первой главы направлены на оказание ребятам соответствующей поддержки, помогают конкретизировать ожидания и сформулировать личные и профессиональные цели.
Не менее важная глава, вторая, посвящена решению проблем, ведь именно в подростковом возрасте многие трудности воспринимаются как катастрофы, особенно если усугубляются стремлением пожалеть себя. Упражнения, собранные в этом разделе, дают представление о направлении работы: «Менталитет жертвы», «Внутренний саботажник», «Самомучители».
Воспользовавшись играми из последнего раздела, взрослый поможет ребятам освоить формы группового взаимодействия.

Дети, которым трудно
М.: Центр гуманитарной литературы,
2005

Это один из тематических сборников, составленных из материалов журнала «Перемена» – издания международного проекта «Развитие критического мышления посредством чтения и письма». Эта педагогическая технология довольно давно знакома российским учителям и пользуется заслуженной популярностью. Здесь читателям предложена подборка по особенно непростой теме. Авторы материалов рассказывают о своем опыте работы с теми детьми, которые по той или иной причине стали аутсайдерами – попав в инокультурную среду, пережив пост­травматический синдром или просто не умея приспособиться к школьной жизни.
Тяжелее всего дается учеба детям из семей мигрантов. Их неуспешность осложняется плохим знанием языка, непривычным окружением, тяжелыми воспоминаниями. Для реабилитации таких ребят Апард Барат из Венгрии и Лильяна Сабляк из Хорватии предлагают использовать метод библиотерапии, который успешно применяли в работе с беженцами в Хорватии и Словении. Боснийка Вида Зульевич на себе испытала все проблемы человека, эмигрировавшего в другую страну. Оказавшись в США без знания языка и отважно взявшись за работу воспитательницы в детском саду, она необыкновенно быстро наладила отношения с детьми и сама вошла в языковую среду при помощи кукол-марионеток. Потом была работа со школьниками – уроки, спектакли, в которых неизменными участниками были куклы: «Кукла знакомит учеников с новыми понятиями, читает им книги, пересказывает утренние новости, проводит игры-разминки, объясняет новые правила, учит гасить конфликты».
Кореянка Сара Шин рассказывает о своем опыте работы с билингвами, в числе которых оказались и ее собственные дети. Она делает очень интересные выводы о том, почему и в какой ситуации такой ребенок переходит с одного языка на другой: «Чтобы учителя смогли прочувствовать саму природу билингвального общения и оценили интерактивные и лингвистические преимущества двуязычности».
Педагоги из Казахстана привлекают внимание коллег к тем детям, чьи проблемы менее заметны, чем трудности детей-мигрантов, но не становятся от этого проще. Тихие, робкие, застенчивые ученики без специального учительского внимания и подхода тоже вскоре могут пополнить категорию учеников, «которым трудно».