Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗНАНИЯ БЕЗ ШКОЛЬНЫХ ЭТИКЕТОК


Остапенко Андрей

Образовательные моды преходящи, а «пифагоровы штаны» вечны

Мнемонические запоминалки – это дидактическое средство, проверенное десятилетиями педагогической практики

За четверть века работы в образовании мне пришлось пережить то ли семь, то ли восемь образовательных реформ. Несложные математические расчеты говорят о том, что срок проведения этих самых реформ значительно короче, чем полный образовательный цикл (11–16 лет). А это значит, что один и тот же ребенок начинает получать образование в одних педагогических реалиях, а заканчивает в иных. Какая уж тут преемственность? Какое уж тут отслеживание результатов? Стало быть, все реформы и модернизации – явление временное и проходящее. А раз так, то что о них говорить на фоне размышлений о вечном. Вы можете вспомнить, в чем состояла суть хоть двух-трех реформ? Нет? Я тоже. Поэтому давайте поговорим о «вечном».

 

Замечательная буква «ять»

Посадим мысленно рядом бабку, дедку, внучку и Жучку и спросим их о том, знают ли они, что такое «пифагоровы штаны» или кто такая «крыса-биссектриса». Полагаю, что для первых трех персонажей ответ предсказуем. А почему? А потому, что «пифагоровы штаны» и «крыса-биссектриса»  – это «вечное», передающееся из поколения в поколение. Кто не знает запоминалку про охотника, который «желает знать, где сидят фазаны»?
«Запоминалки – это короткие мнемонические фразы, облегчающие запоминание информации путем образования искусственных ассоциаций». Такое определение нам дает справочно-информационный портал ГРАМОТА.RU. Запоминалки – это из области «вечного». Реформы проходят, а «пифагоровы штаны» остаются.
Я порылся в сети и накопал некоторое количество известных и забытых запоминалок и решил начать их коллекционировать. Как этнографы собирают в экспедициях пословицы и песни, так и мне захотелось отправиться в экспедицию по откапыванию учительского фольклора. И принялся я за эту работу с запоминалок.
Поделюсь тем, что накопал.
Начну со старых запоминалок.
Реформа языка 1918 года лишила нас не только глубины понимания слов «миръ» и «міръ», но лишила замечательной буквы «ять». Уже не все помнят, что писалась она вот так: «Ѣ». А вот для того, чтобы запомнить слова, в которых писалась эта замечательная буква, нужно было знать запоминалку. Помнится, я как-то в дет­стве нашел ее начало в репринтно изданной книжке, а вот сейчас с удовольствием поделюсь полным текстом. Хотя кто знает, какой он на самом деле полный.

Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ
Убѣжалъ голодный въ лѣсъ.
Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ,
Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ
И за горькiй тотъ обѣдъ
Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ.
Вѣдай, братъ, что клѣть и клѣтка,
Рѣшето, рѣшетка, сѣтка,
Вѣжа и желѣзо съ ять, —
Такъ и надобно писать.
Наши вѣки и рѣсницы
Защищаютъ глазъ зѣницы,
Вѣки жмуритъ цѣлый вѣкъ
Ночью каждый человѣкъ...
Вѣтеръ вѣтки поломалъ,
Нѣмецъ вѣники связалъ,
Свѣсилъ вѣрно при промѣнѣ,
За двѣ гривны продалъ въ Вѣнѣ.
Днѣпръ и Днѣстръ, какъ всѣмъ
извѣстно,
Двѣ рѣки въ сосѣдствѣ тѣсномъ,
Дѣлитъ области ихъ Бугъ,
Рѣжетъ съ сѣвера на югъ.
Кто тамъ гнѣвно свирѣпѣетъ?
Крѣпко сѣтовать такъ смѣетъ?
Надо мирно споръ рѣшить
И другъ друга убѣдить...
Птичьи гнѣзда грѣхъ зорить,
Грѣхъ напрасно хлѣбъ сорить,
Надъ калѣкой грѣхъ смѣяться,
Надъ увѣчнымъ издѣваться...

Наверняка такая запоминалка помогала дореформенным гимназистам (и реалистам) запомнить правописание исключений с этой самой буквой ѣ.

О правилах родного языка

А теперь поделимся запоминалками с современными гимназистами и лицеистами, для которых именно русский язык стал почему-то самым сложным предметом.
Итак, начнем.
Для усвоения алфавита воспользуемся такой запоминалкой:

АБВГДЕЁ – постираем все белье.
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
НОПРСТУ – погуляем по мосту.
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
ЪЫЬ – не запомнятся никак.
ЭЮЯ – вот и все, друзья!

Для проверки безударных гласных в корне слова воспользуемся следующей прибауткой:

Если буква гласная вызвала сомнение  –
Ты ее немедленно ставь под ударение!

Ну и конечно же буква Ы после Ц в корне слова пишется в следующих словах:

Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыпленка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал: «Цыц!»

А уж для названий падежей запоминалок целая куча:

Иван
Иван
Иван
Родил
Родионович
Рубил
Девчонку
Дайте
Дрова
Велел
Вашу
Василиса
Тащить
Трубку
Таскала
Пеленку
Покурить!
Поленья

 

Иван
Имя
Иван
Родил
Родители
Рубил
Девчонку
Девочку Дали –
Дрова
Верочку
Винни
Василиса
Толстенькую
Топтыжку
Топила
Пузатую
Прозвали
Печку

Непроизносимые согласные в корне слова легко усвоить, помня:

И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!

А вот усвоить «длину» «носков» и «чулок» поможет следующая запоминалка:

Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.

Чтобы не путать спряжения глаголов, достаточно вспомнить такой перл учительского фольклора:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

Не путать ударения в словах нам помогут такие мнемонические двух- и четырехстишия:

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

Не говори катАлог, а только каталОг.
А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

Число π до 11-го знака

А теперь попробуем вспомнить, какие запоминалки накопили математики. Может быть, их не так много, но уж очень они симпатичные.

Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.
Пифагоровы штаны во все стороны равны.

Число π нам поможет запомнить такой стишок:

Если очень постараться,
Можно сразу пи прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.

Кроме стишка для запоминания числа π математики придумали такой прием  – надо запомнить некую фразу, число букв в каждом слове которой будет последовательно соответствовать цифрам после запятой числа π. Например:

Что я знаю о кругах (3,1416 до четвертого знака).
Это я знаю и помню прекрасно – «Пи». Многие знаки мне лишни, напрасны (соответственно 3,14159265358 до 11-го знака).
Подобные запоминалки математики придумали и для числа е.
Русский вариант до 15-го знака после запятой (e = 2,718281828459045...): Двум запятым семь верст не крюк (2,7) + два Льва Толстых (1828 – год рождения Толстого) + прямоугольный равнобедренный (углы равнобедренного прямоугольного треугольника – 45?, 90?, 45?).

Пилюли для мамы Юли

А теперь разберемся в том, чего напридумывали физики и астрономы. Естественно, что начнем с запоминалок цветов спектра:

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны (первые буквы соответствуют цветам спектра).
Или: Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь.

Запомнить порядок планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) можно по первым буквам слов во фразе: «Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли!» Правда, в последние годы умные астрономы исключили Плутон из числа планет.
Спектральные классы звезд в зависимости от температуры делятся на классы: O, B, A, F, G, K, M, L, T. Кроме того, выделяют три дополнительных класса: R, N, S, которые отражают химический состав звезд. Для запоминания этих классов астрономы используют несколько мнемонических фраз. Классическая фраза: «Один Бритый Англичанин Финики Жевал Как Морковь». Ее приписывают автору школьного учебника по астрономии профессору Б.А.Воронцову-Вельяминову. К сожалению, фраза не кодирует классы L и T, так как она была придумана задолго до того, как эти классы были открыты. А вот советский вариант конца 80-х годов, учитывающий классы L и T: «О Боже! АФГанистан, Куда Мы ЛеТим?»
У химиков мне удалось раздобыть запоминалки только для усвоения цветов индикаторов: «Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий  – щелочь тут, не стой разиней!», «Фенолфталеиновый в щелочах малиновый».

«Очнись, Зловещий Гробовщик, – Бушует Тонус Организма, Лишая Собственный Язык Безмерной Доли Пессимизма» – фраза, применяемая студентами-медиками для запоминания последовательности черепно-мозговых нервов (обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блоковой, тройничный, отводящий, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный).

На первый взгляд кажется, что представленная коллекция – это не очень серьезный набор мелких находок, которые облегчают жизнь учителя или преподавателя. Но на самом деле мнемонические запоминалки – это мощнейшее дидактическое средство «сгущения мысли» (понятие А.А. Потебни), проверенное и отшлифованное десятилетиями педагогической практики.

Андрей ОСТАПЕНКО, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета

При подготовке статьи использованы материалы сайтов:
http://www.gramota.ru/class/memos/
http://devir.ru/
http://lib.mehmat.ru/