Вторая тетрадь
|
Иван |
Иван |
Иван |
Родил |
Родионович |
Рубил |
Девчонку |
Дайте |
Дрова |
Велел |
Вашу |
Василиса |
Тащить |
Трубку |
Таскала |
Пеленку |
Покурить! |
Поленья |
Иван |
Имя |
Иван |
Родил |
Родители |
Рубил |
Девчонку |
Девочку Дали – |
Дрова |
Верочку |
Винни |
Василиса |
Толстенькую |
Топтыжку |
Топила |
Пузатую |
Прозвали |
Печку |
Непроизносимые согласные в корне слова легко усвоить, помня:
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
А вот усвоить «длину» «носков» и «чулок» поможет следующая запоминалка:
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Чтобы не путать спряжения глаголов, достаточно вспомнить такой перл учительского фольклора:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Не путать ударения в словах нам помогут такие мнемонические двух- и четырехстишия:
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Не говори катАлог, а только каталОг.
А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
Число π до 11-го знака
А теперь попробуем вспомнить, какие запоминалки накопили математики. Может быть, их не так много, но уж очень они симпатичные.
Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.
Пифагоровы штаны во все стороны равны.
Число π нам поможет запомнить такой стишок:
Если очень постараться,
Можно сразу пи прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Кроме стишка для запоминания числа π математики придумали такой прием – надо запомнить некую фразу, число букв в каждом слове которой будет последовательно соответствовать цифрам после запятой числа π. Например:
Что я знаю о кругах (3,1416 до четвертого знака).
Это я знаю и помню прекрасно – «Пи». Многие знаки мне лишни, напрасны (соответственно 3,14159265358 до 11-го знака).
Подобные запоминалки математики придумали и для числа е.
Русский вариант до 15-го знака после запятой (e = 2,718281828459045...): Двум запятым семь верст не крюк (2,7) + два Льва Толстых (1828 – год рождения Толстого) + прямоугольный равнобедренный (углы равнобедренного прямоугольного треугольника – 45?, 90?, 45?).
Пилюли для мамы Юли
А теперь разберемся в том, чего напридумывали физики и астрономы. Естественно, что начнем с запоминалок цветов спектра:
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны (первые буквы соответствуют цветам спектра).
Или: Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь.
Запомнить порядок планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) можно по первым буквам слов во фразе: «Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли!» Правда, в последние годы умные астрономы исключили Плутон из числа планет.
Спектральные классы звезд в зависимости от температуры делятся на классы: O, B, A, F, G, K, M, L, T. Кроме того, выделяют три дополнительных класса: R, N, S, которые отражают химический состав звезд. Для запоминания этих классов астрономы используют несколько мнемонических фраз. Классическая фраза: «Один Бритый Англичанин Финики Жевал Как Морковь». Ее приписывают автору школьного учебника по астрономии профессору Б.А.Воронцову-Вельяминову. К сожалению, фраза не кодирует классы L и T, так как она была придумана задолго до того, как эти классы были открыты. А вот советский вариант конца 80-х годов, учитывающий классы L и T: «О Боже! АФГанистан, Куда Мы ЛеТим?»
У химиков мне удалось раздобыть запоминалки только для усвоения цветов индикаторов: «Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно! Индикатор лакмус синий – щелочь тут, не стой разиней!», «Фенолфталеиновый в щелочах малиновый».
«Очнись, Зловещий Гробовщик, – Бушует Тонус Организма, Лишая Собственный Язык Безмерной Доли Пессимизма» – фраза, применяемая студентами-медиками для запоминания последовательности черепно-мозговых нервов (обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блоковой, тройничный, отводящий, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный).
На первый взгляд кажется, что представленная коллекция – это не очень серьезный набор мелких находок, которые облегчают жизнь учителя или преподавателя. Но на самом деле мнемонические запоминалки – это мощнейшее дидактическое средство «сгущения мысли» (понятие А.А. Потебни), проверенное и отшлифованное десятилетиями педагогической практики.
Андрей ОСТАПЕНКО, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета
При подготовке статьи использованы материалы сайтов:
http://www.gramota.ru/class/memos/
http://devir.ru/
http://lib.mehmat.ru/