НАШИ УЧЕНИКИ ВЫХОДЯТ НА СТАРТ
Наверстать пропущенное по болезни
Спасение отстающего – тактика и стратегия
Еще и апрель не кончился, а педагоги уже выставляют приблизительные оценки за год. Конечно, хочется, чтобы это были справедливые, заслуженные отметки. Кто много работал, тому пятерки-четверки. Кто ленился, бездельничал или, того хуже, прогуливал, тому «неуд», да еще родителей вызвать, задание на лето дать побольше, переэкзаменовку назначить. Но есть дети, которым просто непонятно что ставить: они ни в чем не виноваты – не повезло им в жизни, здоровье у них слабое. И надо бы как-то помочь им год закончить...
Вхожу в класс – там он сидит
Каждый учитель сталкивался с ситуацией, когда ближе к концу четверти, а еще хуже – года, в классе появляется после долгого отсутствия бледный ребенок, измученный многонедельной болезнью. Иногда он искренне рад возвращению в родной коллектив, компенсируя недели, проведенные в обществе телевизора и домашней кошки, бурным общением с друзьями, иногда, отвыкнув от школьного шума и суеты, чувствует себя почти новичком и робко озирается по сторонам. В любом случае ученик почти наверняка отвык от учебы (чтения, письма, работы с учебником, ранних подъемов и домашних заданий): редкие трудоголики, занимающиеся дома самостоятельно, названивающие одноклассникам и педагогам с целью выяснить, «что задано», встречаются только в старинных сказках. Ребенка терзают одновременно непреодолимая лень и страх перед неутешительным подведением итогов: пропущено много тем по всем предметам, времени до выставления четвертных мало. Ужас! Он двоечник и второгодник!
Честно признаемся: для педагога момент тоже нерадостный. Дел полно: самые важные контрольные, последние тщательные проверки тетрадей, журналов, подготовка к важнейшим мероприятиям (экзамены, последний звонок и выпускной, летняя практика…). А тут перед ним слабосильное необученное существо, претендующее на какую-нибудь положительную отметку (бывает, что тройка не устраивает!) без всяких на то оснований. Значит, занимайся с ним дополнительно (еще и не явится сам – придется чуть не за руку ловить), принимай по вечерам досдачи-пересдачи, терпи неизбежные слезы и жалобы, придумывай задание на лето, потрать битый час на беседу с родителями. И все время носи в сердце грустную мысль о том, что в следующем году у тебя с этим учеником будут проблемы, потому что он чего-то важного, фундаментального не выучил, не освоил, а значит, и новый материал понимать будет с трудом.
При этом учитель точно знает, что оставить на второй год такого ученика незаконно (он пропустил лишь месяц, к примеру, то есть меньше 50% учебного времени), да и бессмысленно. Вряд ли повторный курс излечит его от недугов и добавит трудового энтузиазма. К пропускам по болезни добавятся прогулы, к проблемам с учебой – трудности с дисциплиной. Значит, остается только догонять с ним класс. Но как?
Богат задним умом
Многие педагоги, оказавшись в такой ситуации хоть однажды, обещают себе впредь на веки вечные: регулярно названивать заболевшим детям, чтобы поинтересоваться здоровьем и темпами освоения очередного параграфа учебника. Одна знакомая учительница каждую неделю кладет себе под стекло на учительском столе списочек телефонов болеющих ребят и не уходит домой, пока не позвонит кому-то из тех, с кем давно, дня три-четыре, не разговаривала. Это и знак внимания, и страховка от грядущей нервотрепки. И времени, честно говоря, отнимает не больше получаса. Зато как экономит силы в будущем…
В некоторых школах обязанность обзвонить заболевших и проверить, учатся ли они дома по мере сил, лежит на классных руководителях или воспитателях.
Если речь идет об ученике начальной школы, обычно вопрос адресуется родителям: «Вы сегодня не зашли за домашним заданием? А завтра придете?» Чтобы сэкономить время прибежавшей на минутку мамы, можно повесить на двери (один кабинет, один учитель) список всего, что было сегодня пройдено на уроках и задано на дом. Кто-то предпочтет личную беседу, особенно когда педагог старается приоткрыть собеседнику свою «педагогическую кухню», подсказывает, как объяснить доходчиво, как заинтересовать. Оказывается, заниматься с ребенком математикой или русским – это не нудная обязанность, а крайне интересное развлечение, причем для обеих сторон.
В средней, тем более в старшей школе логично переложить часть забот на друзей простуженного ученика. Кстати, это их вынудит внимательнее слушать на уроке, тщательнее записывать домашнее задание. Ведь придется объяснять новую тему однокласснику, отвечать на вопросы. А если что не так – понятно, кто сообщил неверную информацию. Естественно, педагог каждый урок интересуется у своих помощников, как успехи «домашних учеников», передает через них индивидуальные задания, принимает письменные работы.
Еще один неоценимый помощник педагога – интернет. Он помогает обмениваться содержательными посланиями с заболевшим учеником: вы ему задачу – он вам решение. Вы ему тему сочинения и ссылку на пару интересных статей – он вам текст. Конечно, ребенок может обратиться за помощью к родителям. Ну и что? Обсудит с мамой, в чем суть образа Татьяны Лариной, а с папой – законы Ньютона. Поумнеет немного. Конечно, окончательная проверка знаний и выставление оценки происходят после выздоровления в процессе личного общения.
Кстати, некоторые школы размещают материалы такого рода на своих сайтах. Но личное письмо, конечно, производит больший эффект.
Расхлебываем последствия
Если вся эта предварительная работа не была проделана и перед вами стоит ребенок, который ничего дома не учил, более того, забыл все, что выучил до болезни, выстраиваем стратегический план спасения «утопающего». В младшей школе это делает ведущий учитель, в средней – классный руководитель (воспитатель, тьютор). Он после консультаций с предметниками составляет список пропущенных учеником тем по всем предметам и определяет вместе с «тонущим» (хорошо бы и родителей позвать для полноты картины) степень сложности и срочности прохождения каждого пункта. Формулируется задача на каждый учебный и выходной день, посильная, понятная (А как ты это будешь делать? Сколько тебе на это нужно времени? Какая помощь необходима? От кого? В чем?). Контролируют исполнение графика и родители, и классный руководитель. Его задача – ребенка вдохновить на подвиг, а коллег уговорить помедлить, убедить их в том, что Маша (Ваня, Петя) не может за неделю сдать сразу 10 зачетов.
– Сегодня она после уроков отвечает историю, завтра на химии пишет обобщающую контрольную вместе с классом. А за математику примется после выходных. Подождите, дайте пока девочке карточки на повторение уже знакомого материала – пусть индивидуально поработает на последней парте.
Очень важно найти в огромном списке долгов то, что ребенку сдать легко или не срочно (предметник разрешил отложить до будущего года, вообще оставить для самостоятельного ознакомления в свободное время). Ученик сразу чувствует себя увереннее, раз хоть на что-то можно не обращать внимания.
Планы на будущее
Как бы ни было организовано подведение итогов с часто болеющими детьми (все равно скорее всего мы им поставим оценку, найдем и возможность, и основания, чтобы это не выглядело милостыней и не превратилось в непосильную нагрузку), самое главное должно произойти после каникул. Педагогу обязательно нужно записать в какую-нибудь тетрадочку, кто из ребят какие темы пропустил, особенно из числа тех, без которых не освоить программу следующего класса, и организовать повторение так, чтобы именно эти дети могли ликвидировать свои пробелы. Уверенность в собственных силах, реальная возможность добиться успеха – лучшее лекарство для «вечного больного».
Может пригодиться
Первый урок после болезни
Измените запланированный ход занятия: порадуйтесь всем классом выздоровевшему товарищу, общими усилиями кратко изложите, что тут происходило без него (заодно и повторение, и проверка реально выученного), договоритесь о мерах «скорой помощи»: кто книжку принесет, кто даст табличку из тетради переписать, кто после уроков объяснит тему, в которой чувствует себя специалистом. Ребята могут рассказать, что у них самих не получалось в процессе работы. Для класса – момент рефлексии, для ученика – возможность поучиться на чужих ошибках, почувствовать поддержку друзей.
О пользе проектов
Иногда какая-нибудь глобальная работа, проект помогают ребенку нагнать пропущенное более эффективно, чем планомерная сдача мелких зачетов. Таким проектом может стать, к примеру, компьютерная презентация по крупному программному блоку; сборник задач, рецензий на прочитанные книги; краткий реферат интересной научной статьи, главы из нешкольного учебника.
Готовя выступление перед классом (своим собственным или младшим – вот ученик уже и не отстающий, а просветитель), ребенок вынужден будет не только освоить некий объем информации, но и проявить определенное понимание, отработать навыки. И все это психологически гораздо приятнее, чем бесконечные отработки и зачеты.
Если курс завершается общей конференцией, презентацией индивидуальных и групповых проектных работ по предмету, предложите выздоровевшему ребенку стать техническим директором на этой конференции. Раз нет своей работы, помоги остальным подготовиться к презентации.
Тому, кто в предмете слабо разбирается, многое покажется непонятным, но он сможет задавать вопросы одноклассникам не как неуч, а как сотрудник. Прослушав все доклады, просмотрев все презентации и проекты, ученик наверняка узнает больше, чем после нескольких вечеров тоскливого сидения над учебниками.
Об учебниках
Для самостоятельных занятий обычный школьный учебник не всегда подходит. Понять там что-то без учительских объяснений непросто. Преподавателю стоит иметь под рукой несколько пособий по разным разделам курса, в которых материал излагается просто, последовательно, доступно.
Задания для самостоятельной работы, учитывая все тот же дефицит квалифицированных комментариев, имеет смысл давать по таким пособиям, где в конце приведены ключи, ответы. Даже если наш «болящий» схалтурит и просто перепишет в тетрадь правильные цифры или буквы, он хотя бы посмотрит, как надо было действовать. А может, попытается найти ошибки, спросить у педагога (по интернету, по телефону), у родителей или одноклассников, почему все так странно получилось. Конечно, если будет знать, что потом, в школе, ему предложат выполнить зачетную работу, аналогичную заданным упражнениям.