Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2009
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Олейников Алексей

Учитель географии с паспортом гражданина мира

Уроки и маршруты Владимира Кочеткова

Его ученики дикарями купались на средиземноморских пляжах, ночевали в Венеции под открытым небом, встречали рассвет в Небраске и едва не угодили под удар торнадо в индейской резервации. Под колеса их велосипедов ложился асфальт альпийских трасс, грунтовки Среднего Запада и горные дороги Аризоны.
А сам он пересек Австралию, Китай, Индию, Пакистан, Иран, США, Мексику, Европу, связав велопробегом все части света и пройдя
в общей сложности 80 000 километров. Он знаком с вождями индейских племен и правнуком Боратынского. В Париже ему выдали паспорт гражданина мира, а в Австралии приглашали остаться преподавать в местной школе.
…Владимир Кочетков – учитель географии школы поселка Сурское в Ульяновской области. Учитель, который творит удивительные вещи, не видя в них ничего удивительного; он делает их легко и естественно  – так же, как учит своих учеников.

 

Иду на мир

Сурское стоит на берегу реки Суры, у подножия Никольской горы. Выйдешь на улицу, и дорога сама уводит вдаль.
Летом 1997 года Владимир Кочетков выкатил из своего дома велосипед «Сура», закрыл калитку и поехал вниз с холма по этой дороге – мимо черных кур, лохматых псов, мимо деревянных заборов, средней школы, в которой он работает, и дореволюционных развалин мельницы, стоящей на ручье. Путь был неблизкий. Географ Кочетков ехал в Европу.
Это было его первое заграничное путешествие, но до этого Владимир Кочетков проехал не одну тысячу километров на велосипеде: от Хабаровска до Пскова, от Белого моря до Черного (а в голове уже зрела идея связать веломаршрутом все цветные моря – и Желтое, и Красное).
В тот год на своей «Суре» Владимир прошел Берлин, Лейпциг, Париж, Люксембург, Варшаву, Зелену Гуру и вернулся в Ульяновскую область. Это был первый этап любительской кругосветки, задуманной ульяновским учителем. Потом была Австралия, Китай, Индия, США, Мексика. Но подтолкнули его к этой кругосветке… дети.
– Я бы все равно пошел вокруг света,  – признается он. – Я с 80-го года катаюсь, а в 97-м уже вовсю колесил по стране.
Но так интересно получилось… – Владимир в задумчивости замолкает. – Тогда у меня был кружок, секция борьбы, да и раз пять мы с ребятами в велопоход ходили. И в том году меня позвали на выпускной. Географии в 11-м уже нет, так что обычно на выпускные я не хожу. А тут сказали – приходи обязательно. И на выпускном мальчишки мне подарили карту, на которой золотыми буквами написано: «Сурский Колумб». Вот они-то, сами того не подозревая, и толкнули пойти на мир.
Пойти на мир. Звучит почти как «иду на вы».

Шагом римских легионеров

Шесть часов утра. Сухая мерзлая земля чуть слышно хрустит под ногами. На улице ни души, но сурчане уже просыпаются. Во дворах гремят ведра, куда-то протарахтел зеленый «газик».
Владимир Кочетков идет на пробежку. Московский корреспондент в тесных кроссовках ковыляет следом – тяжела журналистская доля.
…После четвертого километра по парку я сдаюсь, отхожу на травку передохнуть. А Кочетков продолжает наматывать круги, потом подходит к турнику и начинает вытворять невообразимые фигуры – подтягивания прямым, обратным хватом, на одной руке, силовой выход, «дембельский выход».
Наконец спрыгивает с турника – едва запыхавшись.
– Ну что, идем пить чай?
Идем.
Здесь стоит сделать оговорку. Дело в том, что я ехал на урок географии, а попал… на физкультуру. Оказалось, что Владимир Кочетков не только учитель географии, но и школьный физрук. Так вот удачно сошлись его интересы. И именно благодаря спортивным велопоходам с детьми появилась концепция «живой географии».
Впрочем, это уже мои слова. Сам Кочетков от таких методических конструкций отмахивается – мол, какая концепция, просто с детьми по миру катаемся.
Ну да. Уже 25 тысяч километров откатали, пустяки, конечно. Были и в Пушкинских Горах, и в Петербурге, и по Золотому кольцу прошлись, и по Европе, и Штаты сурские ребята прошли насквозь – от Восточного побережья до Западного.
И опять я лукавлю. Нет, совсем не пустяки, и сам Кочетков это прекрасно понимает. Иначе зачем бы он возился с ребятами в спортзале, учил их работе на турнике, гонял по 30 километров шагом римских легионеров и отмахивал с ними на велосипедах стокилометровки по Ульяновской области? Зачем искал спонсоров для поездок и прорабатывал маршруты? Не ради же того, чтобы о нем говорили – мол, активный учитель, ведет школьный велоклуб «Истоки», осуществляет географический проект «Мир», возглавляет детский областной экологический центр в Ульяновске? Так что же такое «живая география»?
– Когда я на уроке рассказывал об открытии Австралии, я на самом деле не знал, почему корабли никак не могли подойти к южному берегу Австралии, – пытается объяснить Кочетков. – И только когда там побывал, понял. Там просто пристать некуда, берег обрывается скалой высотой 130 метров. И так на сотни километров. И я смог рассказать ребятам, что такое океан: «Вот вы идете по ульяновской дороге, один холм ниже, другой выше. А теперь представьте, говорил я детям, что это не холмы, а волны. Вот такого размера в океане волны. Высота волны – 10 метров, и это было легкое волнение. А бывает, что обычные, ветряные волны доходят до 15 метров». Это дыхание океана. Я им рассказывал, как идут эти волны, набегают. Наверное, это и есть живая география.

Обретение почвы

По сути, уроки Кочеткова – одновременно и физкультура, и история, и краеведение, и география, и экология. Если поход начинается от Сурского, как не упомянуть, что именно в этом месте, где сейчас стоит поселок, войска Ивана Грозного форсировали Суру во время похода на Казань? Если на пути уникальный природный объект – пещера, озеро, Сенгилеевские меловые горы – как же географ может туда не завернуть?
И самое важное – ребята не выполняют учебные задания, они путешествуют. А какой же мальчишка откажется от похода и приключений?
– Если ученику говорить: «Мы с вами будем знакомиться с такими-то объектами», то ему будет скучно, – уголками губ улыбается Кочетков. – А здесь – поход. Когда мы готовились к первому походу по Ульяновской области, мой университетский преподаватель предложил провести ребят по уникальным объектам региона. Этот маршрут стал постоянным. Но…
Владимир делает паузу.
– Если я просто скажу: «Вот там-то, возле деревни Кузоват, лежит окаменелый ствол древнего кипариса, памятник всероссийского значения», ребята просто отмахнутся: подумаешь, каменное дерево. Миллион лет лежит и еще столько же пролежит. А когда объект укладывается в маршрут, да еще и красивый маршрут  – это совсем другое дело, – объясняет Кочетков. – Я же вижу по карте: по рельефу, по типу растительности, если мы пойдем так и сюда выйдем, то с этой точки увидим красивое место. Ландшафт можно использовать в учебных целях. И когда мы нашли этот кипарис, они просто визжали от восторга. А я знал, что так и будет. Вот это не забывается. Все параграфы, все, чему учим в школе, – забудется. А это – нет.
В первый поход с Кочетковым пошли 14 ребят. Потом походов было множество, ребята собирались разными составами  – с 7-го по 11-й класс. Это, кстати, еще один принцип Кочеткова – он специально составляет разновозрастные команды. Старшие подтягивают младших, скрепляют всю команду. Затем младшие в свою очередь становятся старшими.
Всего же с 1998 года через велоклуб «Истоки» (название, кстати, Кочетков вместе с ребятами придумал) прошли около трехсот человек. О судьбе почти всех Кочетков знает, созванивается или переписывается.
– Где-то процентов сорок продолжают держать себя в форме, – с легкой гордостью замечает он. – Лыжи, походы, велосипед. А некоторые стали учителями географии или физкультуры.
Наверное, любой учитель надеется на такой результат и ожидает его. Но если задуматься, только ли любовь к физкультуре воспитывают эти походы, только ли «использование ландшафта в учебных целях» там происходит?
– Конечно, нет, – пожимает плечами географ Кочетков. – Вот, например, мы проходим пятьдесят километров. В середине пути останавливаемся попить, птичек послушать, виды посмотреть в бинокль. По ходу разбираем весь рельеф, который видим. Плюс они еще с картой работают. Назначаю каждый день новых штурманов, и они ведут команду, прокладывают путь. Но остальные-то к ним подтягиваются, начинают спорить. И на третий день с этой картой сидят все, думают – что нас ждет, куда мы поедем, какой перепад ландшафта, где будут реки, куда упрется эта тихая асфальтовая дорога, куда мы сейчас едем. Так незаметно и учатся.
Все верно. Разумеется, в таком походе ребята становятся одной командой, проходят школу – как разжечь костер, как сварить кашу на десятерых, поставить палатку. Конечно, ответственность, выдержка, взаимовыручка. Но все это можно получить и в обычном туристическом кружке.
А вот то, что дает Кочетков сверх всего в турпоходе, каким бы замечательным он ни был, не получишь.
– Я учу удивляться миру. Удивляться тому, что жизнь прекрасна. Но нельзя ничего объяснять. Надо показывать, причем так, чтобы ребята сами увидели, сами открыли и поняли что-то новое. Самое лучшее преподавание географии, как мне кажется, когда знание рождается естественно, приходит изнутри и детям кажется, что они всегда это знали. Не учитель им прочитал параграф, а они просто знают. Это их собственное знание. Умение преподнести материал и умение построить естественное приобретение знания  – вот это интересно, этим я и занимаюсь.
Может, и громко звучит, но Владимир Кочетков учит ребят видеть.
Видеть в реке Суре ту самую реку, которую 455 лет назад форсировали войска Ивана Грозного. Узнавать в очертаниях родного поселка контуры военного поселения, заложенного стрельцами. Смотреть на Гранд-каньон и различать фигуры индейцев, которые поднимались по его стенам сотни лет назад. Видеть в родных ульяновских холмах волны Индийского океана.
Это зрение культурного человека, зрение историческое, когда человек стоит не на безымянной земле, а обретает свою почву под ногами. Знает, откуда он сам и куда, в какое пространство пришел. В глазах такого человека ландшафт становится осмысленным, превращается в страну и обретает связность – историческую, языковую, смысловую.

О путешествиях Владимира Кочеткова вы можете прочитать на его сайте http://irondeer.narod.ru/