Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ОСТОРОЖНО, ДЕТИ!


Никитина Ольга

Соревнованиями делу не поможешь...

В России увеличивается число больных и ослабленных детей. А качество работы учителя физкультуры по-прежнему оценивается по числу спортивных побед

В середине апреля в Москве прошло расширенное заседание комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию Олимпийского движения и Комитета Совета Федерации по образованию и науке. Обсуждалась тема «Спорт в школе».


C анализом ситуации и планами на будущее выступили представители Министерства спорта, туризма и молодежной политики, Министерства образования и науки, Департамента образования Москвы и ряда регионов.
Согласно представленным материалам, в России увеличивается число больных и ослабленных детей. Основной смысл докладов можно свести к простой идее: нужно всеми силами и как можно скорее сделать так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься в школе физической культурой и спортом, причем в той форме, которая интересна именно ему.
Раньше, чтобы выполнить эту задачу, чиновники от спорта предлагали отменить уроки физкультуры и заменить их занятиями в спортивных секциях на выбор. Теперь за отмену уроков уже никто не ратует, но все уверены, что их нужно сделать более разнообразными и интересными. А секции – как «бонус» в свободное время.
Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным… В День учителя физкультуры на Восьмом московском педагогическом марафоне один из участников сказал: «Я работаю в школе сорок лет. За это время столько раз обещали провести реформу физкультурно-спортивного образования! Только почему-то до сих пор и спортивных залов нет, и инвентаря, и учителям за работу почти не платят!»
Возможно, есть какие-то системные проблемы, не позволяющие провести изменения в этой сфере?
Свои предложения высказала Ольга Леонтьева, главный редактор газеты «Спорт в школе» нашего Издательского дома.
Основываясь на пятилетнем анализе преподавания физкультуры в школах, на опыте работы учителей – авторов и читателей газеты, она предложила перестать измерять качество работы учителя физической культуры, школы, района, области, региона через количество побед в спортивных соревнованиях.
«До сих пор во многих школах нет даже спортивных залов. В некоторых регионах таких школ почти 40%, – рассказала Ольга Леонтьева. – Это – результат постоянного соревнования регионов друг с другом. Да, школа без спортзала никогда не станет одной из лучших в городе, районе. Зато соседняя, в которой есть несколько хороших спортзалов, вырастит команду ребят, способных победить на районных, областных или даже федеральных соревнованиях. И тогда глава района (или региона) сможет отчитаться вышестоящим органам о победе. И педагоги просто вынуждены тренировать только тех, кто может дать результаты  – спортивных ребят. А остальные тем временем спокойно сидят на лавочках. Стандарты нового поколения, провозглашающие значимость ключевых компетенций и компетентностный подход, уже вступают в стадию апробации. В то же время качество работы учителей измеряется по критериям, далеким от компетенций.
Но даже если будут построены спортивные залы в каждой школе, быстро возникнет еще одна проблема: их содержание,  – резюмировала Ольга Леонтьева.  – Деньги на их ремонт должны выделяться отдельно, а не как часть общего финансирования школы. Потому что это вопрос здоровья и жизни детей».
По результатам выездного заседания был принят специальный документ – «Решение». Примерно две трети этого документа составляют рекомендации – как улучшить проведение спортивных состязаний школьников на федеральном и региональном уровнях.
Также «заинтересованным ведомствам» рекомендовано: «разработать и утвердить примерные нормы тренировочных и соревновательных нагрузок для учащихся общеобразовательных учреждений»; «разработать и утвердить примерное положение о школьном спортивном клубе с возможным статусом структурного подразделения общеобразовательного учреждения»; разработать нормативы обеспеченности спортивным оборудованием и инвентарем объектов спорта общеобразовательных учреждений; выйти в Правительство Российской Федерации с предложением о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части выделения финансирования сферы физической культуры и спорта отдельной строкой».
Насколько в министерствах и ведомствах прислушаются к рекомендациям, покажет время. Однако наверняка в ближайшее время будет расти и увеличиваться всероссийская система школьных соревнований. И затраты на организацию и призы в любом случае вряд ли будут меньше, чем на системную реформу преподавания физической культуры в школе…

PS Подробнее о заседании читайте в газете «Спорт в школе»