Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Краюхин Василий

Система ЕГЭ способствует понижению интеллектуального уровня работников

Так считают эксперты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений

Введение ЕГЭ, как правило, обсуждается в рамках образовательной сферы. А каковы системные эффекты единого экзамена в социальной сфере, в экономике? Ответить на эти вопросы попытались эксперты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Недавно опубликован их доклад на эту тему.

По мнению специалистов ИГСО, финансовый кризис показал, что большая часть персонала российских компаний недостаточно компетентна. А повсеместное внедрение единого экзамена только ухудшит ситуацию в будущем. «Это чревато в новых хозяйственных условиях серьезными проблемами для предприятий и нацио­нального хозяйства России», – отмечают эксперты.
«Накануне кризиса господствовало представление, что экономике, прежде всего, нужны специалисты узкого профиля, не обладающие “посторонними” знаниями, – высказывает мнение директор ИГСО Борис Кагарлицкий. – В результате уже на первом году кризиса проявились слабость и бессистемность образования персонала, низкая способность менеджмента и технических кадров к творческому мышлению. Обнаружилась также слабая склонность работников к расширению собственного кругозора».
Согласно экспертному анализу, наша страна сможет выйти из экономического кризиса лишь в том случае, если вплотную займется технологическим перевооружением индустрии. А также – решением кадровых вопросов.
«Изменениям должны подвергнуться системы управления и организации производства. Это требует подготовки огромного числа профессионалов нового качества. Место узкого специалиста предстоит занять работнику, обладающему многосторонними знаниями»,  – говорит руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов.
Как считают эксперты, в такой ситуации особенная роль отводится системе общего образования. Однако тестовый характер ЕГЭ окончательно переориентирует школу на зазубривание «правильных экзаменационных ответов». Внедряемое в вузах компьютерное тестирование работает на тот же результат, довершая дело ЕГЭ. «В результате хороший специалист выпускается системой образования не благодаря тестовой машине, а вопреки ей, – подчеркивает руководитель Центра социального анализа ИГСО Анна Очкина. – Школьный аттестат теперь, по сути, теряет смысл и не может претендовать на звание «аттестата зрелости», как он раньше назывался. Получить его может человек, сдавший на тройку математику и русский язык и не знающий ни истории, ни естественных наук, ни иностранного языка, ни информатики. Социальные и коммуникативные способности ученика тоже никакого значения не имеют».
«Для повышения качества подготовки трудовых кадров требуется смена всей национальной образовательной политики,  – резюмируют в докладе эксперты.  – Под давлением кризиса некоторые компании начали привлекать более грамотные кадры, одновременно стараясь рационализировать свою работу. Предпринимаются осторожные шаги по уменьшению бюрократической надстройки бизнеса. Однако перемены еще не затрагивают основ: рутинный контроль над узкими специалистами с низким уровнем мотивации не заменен автономностью профессионалов широкого профиля. Напротив, грамотные кадры продолжают терроризироваться «процессным контролем» со стороны менеджмента, не понимающего конкретной специфики работы. Реформа системы образования развивается в докризисном русле, что явно противоречит задаче преодоления кризиса и дальнейшего хозяйственного развития России».