КРУГ ВОПРОСОВ
Освободите школу от бумаг!
Финансовый кризис подталкивает власть
к решениям, которые показались
бы странными в прежнее время. Например, недавно премьер-министр В.Путин заявил, что малый бизнес нужно на год освободить от всех проверок. В этих условиях государство могло бы сделать и для школы одну важную вещь. И это не потребовало бы ни рубля из федерального бюджета.
Надо просто отменить почти все школьные – язык не поворачивается сказать «бумаги» – бумажки.
Рабочие программы учебных курсов, написанные на основании примерных образовательных программ, составленных на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта; тематическое планирование, соответствующее этим рабочим программам, написанным на основании указанного выше компонента; поурочное планирование, раскрывающее тематическое планирование, соответствующее программам; протоколы методических объединений, утверждающие тематическое планирование; журнал контроля уровня и качества знаний и выполнения требований государственного стандарта; план воспитательной работы, пропаганды здорового образа жизни и программы родительских собраний на текущий учебный год…
Самое невыносимое в школе – это бумажки.
Никто из начальников их не читает, но их число увеличивается в какой-то бюрократической прогрессии. Не учебный процесс беспокоит тех, кто отвечает за этот процесс, не дети – о чем разговор! – а бумажки, упакованные в файлы, расфасованные в «папки»… За год до очередной аттестации выделяем отдельное помещение: до потолка стеллажи, и на каждой полке папки, папки, папки…
Я не говорю о списке документов, прикрепленном к сейфу каждого директора школы, – этого требует КЗОТ. Я не говорю о документах по охране труда и борьбе с терроризмом – а документов этих десятки папок, – ну что тут спорить? Хотя в нашей стране есть специальные организации, которые должны думать о безопасности государства. Может, не надо это поручать учителям начальной школы?
Но планирование и отчеты… И «самоанализы»! И «паспорта творческих достижений»...
И все реформы и национальные проекты приводят лишь к увеличению штата управленцев, для которых управление – лишь в требовании заполнять новые бланки, формы отчетности и таблицы.
Личностно-ориентированная педагогика? Замечательно, в управлении появится новый чиновник, а скорее два: ответственный за «личностную» и ответственный за «ориентированную» педагогику. И каждый потребует заполнить формуляр, хорошо еще по факсу, а то – оригинал лично привезти надо…
Но то, что мы вынуждены часами сидеть над планированием и отчетами, еще не так страшно. Когда мы пишем эти бумажки о целях и задачах, о воспитании и формировании, мы пропитываемся этими словами, начинаем говорить и думать этими невозможными словосочетаниями. А ведь это школа! Мы должны учить детей думать. А сами-то «думаем» этими штампами. Я не сгущаю краски – чего тут сгущать…