Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2009
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Дашковская Ольга

Образовательная инициатива президента глазами практиков

В Ивановской области состоялась научно-практическая конференция, посвященная проекту «Наша новая школа»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» была предложена президентом Д.Медведевым в Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 г. Новая программа развития школы включает пять основных направлений: обновление образовательных стандартов, поддержка талантливых детей, развитие учительского потенциала, школьной инфраструктуры, обеспечение здоровья школьников. Минобрнауки опубликовало проект предложений по каждому из направлений. Теперь этот документ обсуждается в регионах с целью доработки.

Что стоит поменять

В конференции приняли участие министр образования и науки Андрей Фурсенко, губернатор области Михаил Мень, руководители органов управления образованием Ивановской, Костромской, Владимирской, Ярославской областей, а также педагоги и директора школ.
Документ получил высокую оценку собравшихся. По словам участников дискуссии, «проект понятен учителям и принят ими, потому что многое из него уже делается в ходе реализации комплексного проекта модернизации образования». В то же время участники конференции высказали около трех десятков предложений: что следует дополнительно учесть в проекте и что стоит поменять.
Большое внимание было уделено развитию учительского потенциала. По мнению председателя Ассоциации классных руководителей Ивановской области Елены Ищук, безнадежно устарели некоторые нормы – такие, например, как повышение квалификации учителя один раз в пять лет.
Также, как считают специалисты, давно потеряло свою актуальность и Положение об аттестации учителей, которое действует с 2000 года.
«Нам приходится использовать обходные пути и совершать сложные маневры, для того чтобы проводить аттестацию в соответствии с новыми требованиями, в том числе в области освоения информационных технологий», – говорили практики.
Как известно, Минобрнауки уже разработало новое Положение об аттестации, которое предусматривает не только возможность повышения квалификационной категории, но и подтверждение имеющейся.
В связи с этим А.Фурсенко высказал опасение, что «часть педагогов рискуют не пройти аттестацию по новым правилам, и к этому надо быть готовыми».
По словам руководителя департамента образования Ярославской области Татьяны Степановой, введение новых школьных стандартов должно сопровождаться модернизацией педагогического образования.
По ее мнению, «программы педвузов не отражают школьных инноваций, поэтому молодым специалистам сложно адаптироваться в школе».
Кроме того, в 2010 году, который планируется объявить Годом учителя, Татьяна Степанова считает необходимым провести масштабную акцию – обеспечить учителей жильем за счет бюджетов всех уровней, включая федеральный.

Без федеральной поддержки не обойтись

Своими силами, без финансовой поддержки из федерального бюджета невозможно решить многие задачи, провозглашенные в образовательной инициативе «Наша новая школа», – таков, пожалуй, один из главных выводов обсуждения, состоявшегося в Иванове.
Речь идет в том числе и о поддержке одаренных детей. Эта работа ведется в каждом регионе изолированно, поэтому требуется создание всероссийского методического центра, который бы систематизировал всю деятельность в этом направлении.
Другая проблема – дефицит мест в дет­ских садах. Если для детей старшего дошкольного возраста ее удается решить, открывая группы на базе школ, то многие малыши 2–3 лет вынуждены сидеть дома.
А.Фурсенко напомнил, что в нацпроект «Образование» планировалось включить поддержку на конкурсной основе современных муниципальных моделей организации дошкольного образования. Однако из-за кризиса реализация этого направления была отложена до 2010 года. По мнению руководителя Совета ректоров Ивановской области Александра Егорова, в рамках инициативы «Наша новая школа» надо усилить роль вузов – и в повышении квалификации учителей, и в подготовке талантливой молодежи.
А.Егоров – один из немногих участников конференции, кто поддержал ЕГЭ, считая, что эта «система приемлема как для ректора, так и для вузовского педагога».
Большинство педагогов критиковали ЕГЭ, хотя эта тема не имела прямого отношения к обсуждаемому документу.
Но, видимо, этот вопрос настолько волнует всех – и учителей, и старшеклассников, – что во время знакомства министра со школами г. Иванова все вопросы сводились к единому экзамену.

И снова о ЕГЭ

Педагоги говорили, что КИМы слишком сложные, что в них следует увеличить число заданий, проверяющих практические навыки и умения.
А старшеклассники задали министру прямой вопрос: «Открытость контрольно-измерительных материалов – это миф или реальность?»
«Точно не миф», – ответил А.Фурсенко и сообщил, что все КИМы по математике  – всего около 5000 заданий – появятся в открытом доступе в интернете не позднее 1 октября текущего года.
Это делается для того, чтобы у ребят, заканчивающих школу в 2010 году, было достаточно времени для решения всех заданий.
«Возможность такой предварительной подготовки позволит не только улучшить знания по математике, но и снять огромное психологическое напряжение», – считает министр.
Еще важнее «снять огромное психологическое напряжение» у педагогов, которые, по мнению министра, боятся ЕГЭ гораздо больше своих воспитанников, понимая, что это оценка их работы. (Заметим также, что по новой системе оплаты труда одним из критериев начисления стимулирующих выплат во многих регионах являются результаты ЕГЭ.)
По словам министра, многие педагоги отговаривают своих учеников сдавать те предметы, которые они ведут. В результате в ряде субъектов РФ на физику, например, записались менее 15% учащихся, несмотря на то, что оценки за ЕГЭ по необязательным предметам не влияют на аттестат.
В связи с этим А.Фурсенко попросил ректоров и руководителей органов управления образованием провести разъяснительную работу среди педагогов и убедить их в том, что чем больше экзаменов по выбору сдадут выпускники, тем больше у них будет шансов для поступления в вуз.
Что же касается обязательных предметов, например математики, то, по прогнозам министра, «25 процентов двоечников, как в прошлом году, не будет – я в этом уверен».
«Я сам мог бы решить эти задания, хотя закончил заниматься математикой уже очень давно, – сказал он. – А уж тем, у кого знания свежие, это не составит труда».
Кроме того, А.Фурсенко поддержал предложение участников конференции учитывать при поступлении в вуз не только результаты ЕГЭ, но и портфолио ученика, то есть достижения на разных этапах обучения.
При этом руководитель отрасли предупредил, что «идея портфолио должна продвигаться снизу, поскольку как только эта инициатива пойдет сверху, ей гарантирована очень мощная оппозиция».
Подводя итоги обсуждения, А.Фурсенко подчеркнул, что все предложения отражают мнения школьников и учителей, некоторые уже сегодня можно применять на практике, другие носят стратегический характер.
В заключение он пообещал, что «самые интересные и актуальные инициативы обязательно будут учтены в дальнейшей разработке плана развития сферы образования».
По данным пресс-службы Минобрнауки, в настоящее время Департамент государственной политики в сфере образования готовит доклад, обобщающий все предложения по «Нашей новой школе». Документ планируется передать в Администрацию Президента РФ до первого июня текущего года.