О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Ю.С.Тюнников, М.А.Мазниченко
Педагогическая мифология
М.: Владос, 2004
Мифы уживаются в педагогической реальности с научными представлениями, считают авторы. Мифологемы, предрассудки, заблуждения, стереотипы, установки в большой мере определяют процессы и систему взаимоотношений в образовании.
Мы, взрослые и дети, населяем мифами школьный мир, чтобы сделать его более объяснимым, понятным, обжитым. Иногда мифы отражают всплеск тех или иных тенденций и социальных ожиданий: «В определенные исторические периоды активизируются мифологемы индивидуального или коллективного воспитания, свободной или авторитарной педагогики, всеобщего или дифференцированного образования».
Как же влияют мифологемы на сознание учителя? «Что это: плен, мнимая свобода, амбивалентность? Мы свободны от мифов или мы в плену у них?.. Возможна ли реальная свобода от мифологем или это очередное заблуждение? Что нужно сделать, чтобы не оказаться в лабиринте педагогических мифологем, а наоборот, «владеть», управлять ими?»
Авторы утверждают, что не нужно стремиться полностью искоренить все педагогические мифы, они не всегда приносят вред. Нужно лишь освоить стратегии управления ими, уметь дифференцировать их и прогнозировать их последствия, бороться с негативными и культивировать потенциально продуктивные.
Авторы уделяют много внимания анализу структуры мифологемы, представляют несколько типологий по разным основаниям, рассматривают несколько моделей формирования мифов в сознании педагога, предлагают разные стратегии для работы с мифологемами.
И наконец, в Приложении приведены типичные мифологемы педагога (в сфере целеполагания, диагностики, проектирования, управления, общения, самооценки, творчества) и школьников разных возрастов.
С.А.Шефов
Психология горя
СПб.: Речь, 2007
С опытом ко многим педагогам приходит уверенность в том, что они смогут справиться почти с любой сложной ситуацией, на которые так щедра школьная жизнь. За исключением, пожалуй, тех случаев, когда ученик переживает потерю близкого человека. Тут теряются и чувствуют себя отвратительно беспомощными даже очень хорошие учителя.
К счастью, это происходит не часто, но все же происходит. Поэтому книжку прочитать стоит. Автор, психолог-консультант, говорит о том, как проявляются печаль и скорбь, как выражается у человека чувство горя: он испытывает физические страдания, раздражение, теряет интерес к чему бы то ни было. Это нормальные реакции, и окружающие должны понимать, что на переживание горя требуется время. Человек проходит на этом пути несколько стадий: шок и отрицание, эмоциональное высвобождение, депрессию, панику и вину, гнев и враждебность, возобновление надежды, восстановление контроля над своей жизнью.
Хорошо, если при этом рядом оказывается не только добрый, но и психологически грамотный собеседник, не наносящий своими словами или бездействием дополнительной травмы. Как нужно и как нельзя вести себя в этой ситуации – об этом подробно, вплоть до типичных формулировок и стереотипов, говорится в главе «Принципы, стратегии и методы помощи в горе».
Учителям и классным руководителям особенно внимательно стоит прочитать главу «Психология детского горя», ведь «реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями». Автор приоткрывает эту тайну, комментирует детские реакции на потерю близких, сверстников, домашних любимцев, приводит случаи из психологической практики. Возможно, это поможет кому-то из взрослых поддержать ребенка в тяжелый для него момент.
Хотя больше всего хочется, чтобы эта книжка никому не пригодилась на практике