Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Кожурина Людмила

Учиться? Работать? Или...

О чем могут рассказать образовательные и трудовые траектории выпускников

Видимо, наступает время наблюдений и целевых исследований в сфере образования. Недавно, например, было представлено исследование Сергея Боченкова «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников 11 классов и результаты ЕГЭ
в оценке качества образования (опыт Чувашской республики)».
Исследовалось состояние сети ОУ с точки зрения удовлетворения потребностей населения в качественном и доступном образовании, изучались внутренние и внешние запросы пользователей системы образования. По данным исследований был составлен перечень ключевых тенденций системы образования.
И хотя эти данные получены только для Чувашской республики (регион хоть и благополучный, но всю Россию не представляет), некоторые особенности отечественного образования они раскрывают.

 

Индикаторы и показатели

Оценка деятельности системы образования через результаты ЕГЭ-2008 дала очевидные результаты. Естественно, лучшие – городские лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов – инновационные ОУ, в которые вложено немало средств. На втором месте сельские инновационные школы и ресурсные центры. Худшие (всего в исследовании восемь кластеров школ) – вечерние и сменные школы. На графике было видно: кривые «сдавшие без двоек» и «число стобалльников» по разным кластерам школ идут почти параллельно.
Другое дело – оценка деятельности системы образования через сопоставление результатов ЕГЭ групп учеников и избранной ими траектории продвижения. Исследовались выбор вида траектории и география образовательного или трудового маршрута; в счет шла динамика процессов за последние годы.
Почти все идут в вузы, и прирост поступающих относительно прошлых лет большой, 3% в год. Одновременно снижается число поступающих в УНПО (примерно в два раза), набор в ссузы стабильно невысокий. Все меньше тех, кто идет работать сразу после школы, в 2008-м это 2,68% выпускников. Доля оставшихся без статуса стабильна, 1%, в 2008-м есть незначительный рост.
На бюджетных отделениях вузов республики учится 51% выпускников, причем доля бесплатников составляется в основном из выпускников инновационных школ города и села. На платной основе учатся половина выпускников обычных городских и сельских школ.
Привлекательными оказались такие профили: экономика и управление – 30%; образование и педагогика, технические специальности, транспорт и связь – по 9%, и далее: строительство и архитектура, здравоохранение, юриспруденция.
Растет число выпускников, выезжающих за пределы Чувашской республики, в 2008-м – 16,8%. В основном это выпускники городских школ – их в 2,5 раза больше, чем сельских. Картинка в цифрах выглядит так: уехали 74% девяностобалльников ЕГЭ (самые «сливки» выпускников); 52% отличников, 47% золотых медалистов. Отток лучших выпускников идет прежде всего в Москву. В столице другие перспективы трудоустройства и заработной платы, а дома и подрабатывать трудно, и перспективы достатка невысоки. Едут в Санкт-Петербург, а также в областные центры Поволжья.

Люди и судьбы

Конечно, всякий анализ имеет свои ограничения, а траектория индивидуального движения человека складывается не только под воздействием образования. Все играет роль, в том числе фактор случайности. Другое дело, как люди привыкли думать.
Считается, например, что хорошо – продолжать обучение. Пошел учиться дальше – молодец. Пошел по профилю, предложенному школой, – очень хорошо, школа молодец! И далее: у кого больше баллов, тому, естественно, и принад­лежат бюджетные места; а кто в систему тестирования не вписался, будь хоть трижды талантлив, тому дорога на платное отделение. И все это наши расхожие неофициальные «внешне-внутренние» оценки качества образования. Стереотипы, позволяющие не выходить за границы системы образования, не думать шире и дальше.
Данное исследование показало: на самом деле внешнюю оценку выпускник получает не тогда, когда экзамены сдает, а когда встречается с реальностью и начинает действовать сам. И тут отчетливо выявляется то, о чем все и так знают: лучшие мозги утекают из всех регионов. Такова общая социально-экономическая ситуация, такова реальность.
Кстати, обсуждаемое исследование содержит и подсчеты экономических эффектов некоторых образовательных траекторий выпускников, оставшихся «дома». Устроившись на работу по специальности, они начинают получать зарплату, среднюю по отрасли, а потенциальные накопления (экономический эффект жизни) у закончивших, например, медфак или биофак появятся ближе к пенсии; экономист же – лучший вариант – сможет иметь неплохие заработки лет через шесть после окончания учебы.
Урок: что толку твердить о качестве образования, вести нешуточную борьбу за него, если качество жизни людей в регионах невысокое? На местах нет ни условий, ни возможностей для осуществления сколько-нибудь амбициозных жизненных проектов молодежи.
Таким образом, исследование образовательных и трудовых траекторий выпуск­ников школ Чувашской республики дает материал не только для системы управления образованием региона, но и для тактического и стратегического управления территорией.