Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Ветров Максим

Финансирование образования: государственные инвестиции сокращаются, а частных пока не предвидится

Выход из ситуации эксперты видят в налоговых льготах для инвесторов

Государство не может, бизнесмены не хотят: ситуацию с инвестициями в образовании сегодня можно описать именно так. Государственные вложения сокращаются из-за кризиса, а бизнесу мешают отсутствие налоговых льгот, неэффективный менеджмент в отрасли и неработающие законы. О том, как выйти из этого положения, говорили на состоявшемся в Думе круглом столе «Стимулирование инвестиций в образование: законодательные аспекты и правоприменительная практика».

Минимальный процент

Что понимается под термином «инвестиции» в экономике образования? Это, как правило, вложения в материально-техническую базу: капитальное строительство, ремонт, закупки оборудования. Эти вложения подразделяются на государственные и частные.
По словам председателя думского Комитета по образованию Григория Балыхина, за последние три года объем вложений в материально-техническую базу образовательных учреждений увеличился с 9 до 16 млрд рублей. Это произошло благодаря федеральным целевым программам (ФЦП) и нацпроекту «Образование».
Однако в 2009 году (по сравнению с плановыми «докризисными» показателями) расходы федерального бюджета на образование будут сокращены примерно на 25 млрд рублей, в том числе за счет инвестиционной составляющей. Так, по большинству федеральных целевых программ лимит капитальных вложений уменьшен примерно на 20%.
Но, как отмечали участники «круглого стола», материально-техническая база учреждений профессионального образования по-прежнему требует существенной модернизации.
Между тем, по свидетельству Г.Ба­лыхина, даже в благополучные времена бюджетные ассигнования составляли примерно 45% от реальных потребностей вузов и 20% от потребностей учреждений НПО и СПО.
Казалось бы, ситуацию отчасти можно исправить за счет частных инвестиций. Но их доля в финансировании образования, по данным официальной статистики, не превышает 1,2%. Почему?

Почему не работают законы

Специалисты называют целый ряд причин, по которым частные вложения в образование растут крайне медленно. Это низкая хозяйственная самостоятельность вузов и техникумов, отсутствие налоговых преференций для инвесторов, противоречия в законодательной сфере.
Как отмечали собравшиеся, с 2006 года было принято несколько законов, которые должны были способствовать притоку частных инвестиций в образование. Например, это законы об автономных учреждениях (АУ) и о целевом капитале (эндаумент-фондах). Однако на практике эти нормативные акты, на которые возлагались большие надежды, работают плохо.
Так, закон о целевом капитале, призванный развивать благотворительность в образовании, имеет несколько «узких мест». Например, эндаумент-фонд разрешается формировать только за счет денежных средств, а первоначальный взнос должен составлять не менее 3 млн рублей, что слишком много для небольших компаний.
Не случайно с момента принятия закона – 30 декабря 2006 года – было создано всего 8 эндаумент-фондов, и то в самых крупных вузах – таких как Сибирский и Южный федеральные университеты.
Серьезным ограничением для привлечения инвестиций традиционно считается и организационно-правовая форма образовательных учреждений, которые являются бюджетными организациями.
Закон об АУ, призванный повысить экономическую самостоятельность вузов и техникумов, дать им возможность свободнее распоряжаться внебюджетными доходами, привлекать кредиты, также практически не реализуется, хотя был принят 3 ?ноября 2006 г.
С тех пор изменили статус на АУ не более пяти вузов и несколько десятков ПТУ и техникумов регионального или муниципального подчинения.
По словам заместителя министра образования и науки Владимира Миклушевского, главная причина в том, что Минэкономразвития так и не разработало необходимые подзаконные акты. Но еще одна проблема, по мнению заместителя министра, в том, что многие образовательные учреждения «не готовы воспринимать новые экономические механизмы».
Выход из положения В.Миклушевский видит в создании рыночно-ориентированной системы управления образовательными учреждениями и повышении уровня менеджмента. Но возможно ли это?

Интересы бизнеса

Сегодня до половины внебюджетных доходов вузов составляют средства, получаемые ими от платных образовательных услуг.
«Платное обучение ориентировано не на рыночные потребности, а на социальный спрос, – заявил исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Федор Прокопов. – Бизнес же готов инвестировать в собственные потребности, все остальное – благотворительность».
Например, Газпром ежегодно принимает на работу 1200 выпускников вузов. Именно в их подготовку Газпром, заключив договоры с 30 профильными вузами, вкладывает деньги.
Для справки: в 2009 году выпуск из российских вузов составит 700 тыс. человек. Понятно, что большинство из них начнут карьеру без поддержки бизнеса.
Однако, несмотря на пессимистические прогнозы по трудоустройству выпускников 2009 года, Ф.Прокопов считает «непрактичными и даже вредными» заявления об обязательном квотировании рабочих мест для молодых специалистов, запрет на их сокращение и т.д.
По его мнению, воплощение в жизнь подобных предложений грозит утратой гибкости и мобильности как для рыночного сектора, так и для самих работников.
Кроме того, сомнения у исполнительного вице-президента РСПП вызывает двухуровневая система обучения, поскольку «необходима завершающая доводка бакалавра – в стенах учебного заведения или в самой компании, а на это нужны колоссальные инвестиции, которых сегодня нет».
Но проблема состоит не только в дефиците средств. Сегодня освобождены от налогов только расходы предприятий на подготовку и переподготовку сотрудников. Однако эти льготы не распространяются на обучение за счет компаний студентов вузов, которые в недалеком будущем могут стать сотрудниками предприятия-спонсора.

Прогнозы пессимистические и оптимистические

Как отметила в своем выступлении директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства Татьяна Клячко, около 60% работодателей предпочитают готовить специалистов на «своих мощностях», нежели вкладывать деньги непосредственно в развитие вузов, техникумов или ПТУ.
Расходы бизнеса на внутрифирменную подготовку и «доводку» специалистов эксперты оценивали в 2007–2008 гг. в 300–450 млрд рублей. (Как пояснила Татьяна Клячко, эти колоссальные цифры не учитываются официальной статистикой, поэтому так ничтожно мал официальный показатель доли частных инвестиций в образование – 1,2%.) Но в условиях экономического кризиса эти затраты сократятся – на 25–35% по оптимистическим прогнозам и на 50–60% – по пессимистическим.
По сравнению с 2008 г. существенно уменьшится и объем платных услуг по всем уровням образования.
Эксперты считают, что в высшем образовании объем платных услуг снизится со 140 млрд руб. до 90–100 млрд руб., в среднем профессиональном – с 70 до 45–50 млрд руб., в начальном профессио­нальном – с 10 до 7–8 млрд руб., а в общем и дошкольном – с 28 млрд до 15–20 млрд руб.
Далее, как предполагают эксперты, в 2011–2014 гг. ситуация будет достаточно стабильной. В общем и дошкольном образовании объем платных услуг немного вырастет: наступит демографический подъем, в школы и детсады придут больше детей.
В среднем и высшем образовании, напротив, число студентов резко уменьшится, поэтому платные контингенты могут снизиться почти вдвое по сравнению с 2008 годом.
Для преодоления сложившихся трудностей участники «круглого стола» считают необходимым ввести дополнительные налоговые льготы, стимулирующие платежеспособный спрос населения на образовательные услуги, и преференции для организаций, инвестирующих средства в образование. Предлагается также принять меры для обеспечения постепенного перехода образовательных учреждений в статус автономных.