НАШИ ПРОЕКТЫ
Педагогический марафон 2009: половина дистанции пройдена!
За те две недели, что погода совершала трудный переход
из зимы в весну, Восьмой Московский педагогический марафон учебных предметов набрал силу и теперь движется в хорошем рабочем ритме. Напряжение первых дней, связанное с небывалым наплывом участников, ушло: сложную ситуацию, как говорят организаторы, «подкрутили-подогнали», и все лучшее, что отличало нашу конференцию, вернулось: и атмосфера, и настроение,
и интерес. И снова на марафоне слышится: «Как же здесь хорошо,
как интересно!»
Дни дошкольного образования,
учителей физкультуры
и учителей технологии
Они прошли под знаком личностного развития ребенка и педагога.
На Дне дошкольного образования вновь говорили об опасности переноса акцента с формирования личности на передачу информации. Раннее обучение плохо влияет на здоровье детей! «Сдвигая начало обучения в дошкольное детство, мы не только сбиваем естественное развитие ребенка, но и не успеваем научить его тем вещам, которые закладываются именно в этом возрасте: умению следить за собой, бережному отношению к природе, уважению к людям», – говорила Лариса Парамонова, директор центра «Дошкольное детство» в лекции «Современные подходы к проблемам качества образования».
К тому же детям и дома несладко. Директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин привел результаты разнообразных опросов, проведенных среди родителей дошкольников (его лекция называлась «Социологические методы в управлении дошкольным образованием»): «К пяти годам половина родителей уже не играют с детьми. По мере взросления ребенка растет степень отчужденности в семье, а взрослые отмечают, что чувствуют себя все менее счастливыми рядом с детьми».
На семинаре психолога и психотерапевта Светланы Кривцовой «Социальный интеллект детей дошкольного возраста» прозвучало: «Мы родились и выросли в эпоху, когда человеческие чувства были вынесены за скобки общественной жизни и не учитывались нигде, но исследования говорят о том, что разум далеко не самое главное в человеке. Например, успешность в жизни лишь на 20% зависит от уровня IQ, а на 80% – от гармонично развитой эмоциональной сферы». Но как остановить моду на «раннее развитие»?
О примере достойного отношения взрослых к дошкольному детству говорил преподаватель МГППУ Владимир Загвоздкин на занятии «Новые программы дошкольного образования». Речь шла о финском педагогическом опыте: там разность способностей детей внесена в образовательные стандарты и нет общей нормы, к которой тянут всех детей, невзирая на их особенности и наклонности. Там, видимо, понимают: все самое главное с человеком происходит в детстве.
На Дне учителя физической культуры многие мероприятия вызвали бы интерес не только у специалистов – у всех учителей. Педагог Владимир Федосов из МОУ СОШ № 46 города Петрозаводска продемонстрировал оригинальные методические приемы, которые он использует при обучении ведению мяча в баскетболе. Их универсальность подмечалась сразу: таким же образом можно решать и другие нестандартные педагогические задачи. Сюжеты: «Морской бой и баскетбол», «Математическая задача и баскетбол».
То же впечатление возникало на мастер-классе заслуженного учителя РФ Дмитрия Бесполова «Использование системы «Зеркало» при обучении технике владения мячом и для развития коммуникативных качеств». Он был посвящен роли эмпатии в работе педагога: «В системе «Зеркало» важно постоянно наблюдать за своими учениками, это именно система преподавания, а не отрывки уроков. Ребенок не успевает за другими, и я сам замедляю темп, подхожу, подсказываю. Учитель и ученики должны постоянно внимательно наблюдать друг за другом».
День завершился встречей учителей физкультуры с Вячеславом Фетисовым, именитым спортсменом и политиком.
День учителя технологии традиционно проходил в мастерских центра образования № 293. С одной стороны, манят мастер-классы по художественной ковке, металлопластике, керамике и росписи по дереву, лепке, вышивке – можно напрямую перенимать опыт мастеров, которые работают у вас на глазах. А с другой – как не обсудить проблемы преподавания предмета? «Один час технологии в седьмом классе, да и тот отберут… новый стандарт образования – новая беда… часы технологии просто (неофициально) забирают на подготовку детей к ЕГЭ», – сетовали учителя.
Что ж, надо уметь отстаивать свой предмет. В этом убеждала презентация учебно-методического комплекта «Технология, 5–7 класс», которую проводил кандидат педагогических наук Евгений Глозман. Этот учебный комплект отличается большим количеством иллюстраций, преемственностью изложения материала и компьютерным сопровождением каждой главы. Большой упор в комплекте был сделан на учебное проектирование.
Так что не будем терять надежды. «Ожидается, – сообщила Галина Пичугина, главный редактор журнала «Школа и производство», – что в новом федеральном БУПе, который будет принят вместе со стандартом, будет две программы. Программа универсальных учебных действий и программа воспитания и социализации. Под каждую из программ отведено по десять часов».
Дни учителей иностранного языка
Интерес в эти дни распределялся вокруг двух главных тем: подготовка к ЕГЭ и поддержание интереса к предмету. В этом году впервые тестирование пройдут огромное количество выпускников. А на следующий год тестирование по иностранному ждет и девятиклассников – выходит, стратегию работы надо менять.
День учителя английского языка начался лекцией профессора Елены Солововой, члена Федеральной предметной комиссии ЕГЭ, на тему «Формы итоговой аттестации по иностранным языкам». Основные мысли – непопулярные: натаскивание подготовить детей к ЕГЭ не поможет; освоение всего, что есть в программе, обязательно; ни один существующий учебник не готовит к новому экзамену в полной мере. Учителя должны помочь ученикам выработать стратегию распределения времени и выбора заданий, а также дать алгоритм выполнения теста. Тонкое место: да, тестовый экзамен требует жесткой регламентации, но ни в коем случае нельзя переносить этот принцип на систему повседневных взаимоотношений с учениками.
Семинар Валерии Мещеряковой, автора методики «I love English» назывался «Эмоциональный компонент в обучении английскому языку» и был посвящен значению жеста и интонации на уроке, тому, что определяет не только атмосферу обучения, но и успешность освоения материала. К примеру, учитель может принять особую «якорную» позу. То есть встать в классе на то место и с тем выражением лица, где когда-то он уже высказал свое недовольство. Отныне ему достаточно молча воспроизвести ситуацию, и дети мгновенно вспомнят «пройденное». Прием экономит время, позволяя больше позаниматься любимым английским.
А потом атташе по культуре посольства США Джефф Секстон прочел учителям лекцию «Американская музыка», и лица слушателей в зале неопровержимо свидетельствовали: есть сила, способная заставить человека забыть о мелкой повседневности и почувствовать себя частью большого прекрасного мира.
День учителя французского языка начался с обсуждения темы «Всероссийская олимпиада по французскому языку. Как подготовить учащихся. Олимпиадные задания. Типичные ошибки учащихся». Разговор вела заведующая кафедрой французского языка факультета иностранных языков и регионоведения МГУ Галина Бубнова. Стоит взять на заметку: олимпиада и в самом деле является хорошей альтернативой ЕГЭ, особенно для творческих учеников.
Идея творческого освоения языка развивалась и другими мероприятиями дня. Учителя увидели два детских спектакля театра «Il ?tait une fois...» московской школы № 1244: «Ленивая собачка» и «Красная Шапочка». Руководитель – Мария Ривес. Она изложила методику и технологию организации школьного театра на иностранном языке.
Еще одна удача организаторов дня: круглый стол «Ярмарка идей», где учителя разных школ делились творческими находками в области преподавания французского языка. Заместитель директора московской школы № 1216 Юрий Ковальский рассказал о совместных проектах с французским лицеем им. Александра Дюма при Посольстве Франции и об опыте совместного обучения русских и французских ребят в четвертом классе. Так учиться гораздо интереснее.
День учителя немецкого языка был спланирован так, чтобы удовлетворить самые широкие интересы педагогов: культурологические, лингвистические, страноведческие, методические.
Сначала шел семинар «До ЕГЭ 38 дней. Что делать?», его вела методист Московского института открытого образования Ольга Каплина. Она посоветовала сосредоточиться в оставшиеся до экзамена дни не на выставлении отметок, а на разговорах с каждым ребенком по поводу его проблем: «Доберитесь до причины ошибок вместе!»
Социокультурной ситуации в Германии был посвящен семинар Людмилы Соколовой, учителя немецкого языка липецкой гимназии № 12. Речь шла о трудностях взаимопонимания детей и взрослых в связи с распространением молодежного жаргона в немецкоязычных странах: «другой язык» нового поколения – большая воспитательная проблема.
Но и в целом немецкий язык становится другим. Семинар «Заимствования на разных этапах развития немецкого языка» вела кандидат филологических наук Надежда Данилова. Она говорила об опасности размывания лексической основы немецкого языка в связи с лавинообразным притоком заимствований из других языков. А ведь язык – основа картины мира.
И все же красивая немецкая речь в этот день звучала: на семинаре «Творчество немецких композиторов на фоне исторических событий в Германии» Любови Кленнэр, учителя немецкого языка московской школы № 1271, на занятии Татьяны Зориной «Австрия: страна и люди».
Что же касается IT на уроках иностранного языка, то кафедра информационных технологий МИОО представила в рамках мастер-класса «Современный лингафонный кабинет на базе МР3-плееров или мобильных телефонов» чудо техники. Установка позволяет соединить лингафонный кабинет и компьютерный класс. Помощь в создании электронной дидактической базы окажет сайт http://learninginhand.com/: плееры и телефоны, которые есть у всех детей, можно использовать для осво ения иностранного языка, если «закачать» на них педагогически грамотные и увлекательные дидактические материалы. Диалоги, тексты можно прослушивать, просматривать не только на уроке или дома, но и в любом месте, в любое удобное для ученика время.
Предметные дни:
география, история, биология
Пространство, время, жизнь – а что еще у нас есть, кроме этого? Дети не зря тянутся к этим мировоззренческим дисциплинам.
День учителя географии открылся лекцией «Мировой океан, каким его видит современная наука» Михаила Деева, старшего научного сотрудника кафедры океанологии МГУ. Пересказать ее невозможно, но если вам интересно, на сайте газеты «География» есть статьи по теме «География океанов» – http://geo.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=110010/.
Дмитрий Заяц, редактор газеты «География», провел занятие «Новые интернет-ресурсы для урока географии». Интернет дает географу поистине фантастические возможности: увидеть, рассмотреть можно все, что есть на земле. В частности, работая с ресурсом космических снимков http://wikimapia.org/.
Все это, конечно, хорошо, но дойдут ли у учителя руки до всего этого? Впереди ЕГЭ, «реальность, с которой приходится иметь дело», как сказала учителям Нина Яковлева, начальник управления образования Юго-Западного округа Москвы. Реальность ли? В разговор включился Рустам Хабибуллин, методист ОМЦ Южного округа города Москвы: «В том виде, в каком ЕГЭ существует сейчас, его не должно быть. Авторы КИМов очень далеки от учебных программ и учебников, по которым мы учим детей». Педагог убедительно обосновал свое суждение, но только еще более усугубил конфликт между должным и сущим. Между возможностями географии для развития человека и требованиями, которые предъявляет к ученику аттестация в форме ЕГЭ.
День учителя истории – это было объявлено – организаторы собирались посвятить многообразию концептуальных оснований этой дисциплины. Но резонно предположить, что какие-то основания все равно окажутся предпочтительнее – те, например, которые совпадают с идеологией единого экзамена, консервативные…
Однако сначала разговор пошел о том, как можно привлекать искусство кино в обучении истории. Дискуссионный клуб «Роль кино в обучении истории» вели Михаил Левит и Анатолий Берштейн: «Важно уметь отличать исторические факты, которые базируются на научных исследованиях, и художественный вымысел. Отсутствие такого различения ведет к тому, что школьники начинают принимать за истину некоторые мифы, транслирующиеся с экранов». Несмотря на предупреждение, вокруг фильма «Адмирал» Андрея Кравчука разгорелся нешуточный спор.
Об искусстве и истории говорилось и на мастер-классе кандидата исторических наук Ирины Канторович «Библия на уроках истории и МХК. Демонстрация элективного курса и методика его использования». Доступ к ее курсу «Библейская история в шедеврах мирового искусства» можно получить в интернете: http://class.home-edu.ru/course/view.php?id=360/. О приемах работы с текстами на уроках истории рассказывала преподаватель ижевского Экономико-математического лицея Марина Ярославцева. Например, после прохождения темы педагог «вынимает» из соответствующего текста определенные фрагменты, те, в которых раскрываются причинно-следственные связи между событиями. Задача учеников – восполнить недостающее.
Но и доцент Московского института открытого образования Елена Саплина на лекции «ЕГЭ по истории: проблемы, трудности, пути преодоления» говорила не о натаскивании, а об использовании при подготовке к ЕГЭ проектной методики, технологий RAFT, «Критическое мышление», методики «Дебаты».
А что же с «многообразием концептуальных оснований» истории? Что у нас с различением идеологических мировоззрений: консервативного, либерального, социалистического и других? Увы, различение чего бы то ни было в наши дни очень трудно дается людям. Об этом прочитал лекцию «Современная концепция преподавания Новейшей истории зарубежных стран. XX–начало XXI века» кандидат исторических наук Андрей Сороко-Цюпа.
День учителя биологии. Было сказано: «Биология, как и все предметы естественно-научного цикла, – это предмет добровольного выбора учащегося, так было, есть и будет». Поэтому можно было обсудить более интересные вопросы. Например, как работает наш организм под влиянием внешних воздействий и что желательно делать, чтобы держать его в порядке? Нижегородские студенты-биологи Екатерина Бугрова и Вера Ермоленко увлекли зал уроком-викториной «Электрические витамины». Это был урок активности: участники говорили, ходили, приседали, проверяли свои догадки на макете, сверялись с данными на экране, записывали афоризмы великих. Ситуация была необычной: вчерашние школьницы целиком захватили аудиторию, но не авторитетом и регалиями, а интересом к теме и богатством материалов. Тут уместна цитата с занятия: «Хорошая привычка – путь эволюции человечества».
Звучал еще более конкретный вопрос: «Чем мы дышим?» Елена Шевелева, учительница школы № 2007 вела творческие мастерские «Научно-исследовательская деятельность в школе». Она говорила: «Человек запоминает 10% из того, что слышит, 40% из того, что видит, 90% из того, что делает» – и рассказывала о работе школьного эколого-биологического клуба ИРИС (исследуй, реализуй, испытывай, сравнивай). Клуб организовал в кабинете биологии музей комнатных растений, насадил аптекарский огород, изучает лекарственные растения России. Оказывается, не такая простая штука – озеленение класса. Есть цветы, которые влияют на кровяное давление детей, есть фитонцидные, есть нейтральные…
Так и в интернете – много чего есть, но вот что и как взять с пользой? Мастер-класс Елены Чудиновой, кандидата психологических наук из ПИ РАО и педагога-практика Веры Зайцевой назывался «Использование содержательно-интерактивных цифровых ресурсов в обучении биологии». Демонстрировалась компьютерная учебная игра «Машина времени», которая позволяет (или не позволяет) игроку поэкспериментировать с климатом, средой обитания, питанием людей разных эпох: одно неверное решение – и эволюция откатывается на миллионы лет назад.
…В самом деле, ребенок приходит в школу, чтобы понять мир и чтобы мир его понял. Вовсе не для того, чтобы услышать, что он не прав, не знает, не может. Это, кстати, одна из цитат этих дней марафона...
Материалы по марафону смотрите на сайте http://marathon.1september.ru