В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Визитная карточка и не только
Собственная страничка в Сети позволит школе решать и маркетинговые, и образовательные задачи
Из чего складывается «хороший школьный сайт»? Позволю себе высказать некоторые суждения по этому поводу как автор сайта образовательного учреждения, который (сайт, не автор) нравится даже тем, кому не очень нравится наша школа.
Не будем говорить о технологии сайта – это работа программистов. Дело только в содержании – контенте сайта. Вот на этот счет и хочется высказать несколько соображений.
Больше чем реклама
Первое. Сайт пишется для обычных людей, родителей учеников школы в первую очередь. И поэтому надо, извините, «забыть, чему вас учили в педвузе», и перейти на обычный человеческий язык.
Второе. Сайт – чего стесняться? – это реклама. Самая эффективная и дешевая. Но нужна ли реклама муниципальной школе? Наверное, да, если она заинтересована в притоке учеников. Родители первоклашек – тридцатилетние люди, они по интернету выбирают и стиральную машинку, и школу для ребенка. Сделайте хороший сайт и больше не думайте о маркетинге.
Третье. Школьный сайт – больше чем реклама. Или Реклама с большой буквы. Реклама того «доброго и светлого», чему вообще-то должна учить школа. Ведь мечта каждого учителя – чтобы родители были в курсе, интересовались, помогали… Как сделать родителей своими союзниками? Рассказывайте родителям о том, что происходит в школе, пишите о победах и проблемах. Будьте открытой школой.
На протяжении трех лет ученики нашей начальной школы ведут «Телетайп» – каждый ребенок пишет по две-три строчки в неделю.
Сегодня на завтрак были хлопья с молоком и пошел снег…
Больше всего я люблю лепить из глины и проекты по естествознанию…
Во дворе мы сделали базу из веток, но пришли мальчишки и разрушили ее…
Родители читают, смеются, обсуждают новости с ребенком за ужином. И их отношение к школе понемножку меняется: они видят, что школа – это не только прописи и оценки, а жизнь во всем ее детском разнообразии.
Увидеть свой текст опубликованным
Четвертое. Сайт может решить основной школьный вопрос: «Что делать, если ребенок не хочет ничего делать?» Одна из причин, почему ребенок «не хочет», – он понимает, что в школе все не как в жизни: делаешь-делаешь, а результата не видно. А сайт позволяет увидеть результат. И показать его другим людям!
Результат работы – текст, как правило. Истории, написанные на уроках русского языка; стихи и сценарии – на уроках литературы; рассказы по истории, по биологии…
Каждый ребенок хочет видеть свой текст опубликованным. Не знаю ни одного ученика, даже троечника, даже из выпускных классов, кто безразличен к этому.
В нашей школе каждая тема (проект), примерно 10 уроков, завершается некоторым результатом – текстом. Так появились на сайте Письма французских солдат 1812 года, написанные нашими восьмиклассниками; рассказы о путешествии (к сожалению, воображаемом) в Африку и Австралию, написанные семиклассниками; рецензии на фильм «Покровские ворота»…
Примерно два проекта в неделю в классе, два текста на сайте – как говорится, не расслабишься.
Говорит и показывает
лицей «Ковчег»
Пятое. На сайте можно размещать не только тексты, но и аудиофайлы. Год назад мы «открыли» интернет-радио… Звучит громко – а вещь очень простая.
Русский язык. Давайте напишем о том, как прошла неделя, о главном событии недели… А теперь запишем наши рассказы на диктофон. Обычный диктофон, запись длится 10–15 минут, еще минут 20 на загрузку на сайт – и вот готова радиопередача. Мы в прямом эфире!
Девяносто «выходов в эфир» за год. Слушайте нас. Присоединяйтесь, делайте свое радио!
Шестое. И не только аудио-, но и видеофайлы. Технически чуть сложнее, но если учитель не разберется, как качать файлы на YouTube, всегда найдется какой-нибудь смышленый пятиклассник.
Английский язык. Каждый «проект» завершается маленькой сценкой, небольшой игрой на иностранном языке – и, как вы уже поняли, эта сценка снимается на видеокамеру, а ролик размещается на сайте. 10 минут перед камерой – а что-то меняется в классе. Мы не просто учим грамматику – мы делаем театр на английском языке. Или – снимаем фильм.
Итог. Хороший сайт – это не только визитная карточка школы. Это такой инструмент – движок, пользуясь техническим термином, – который в состоянии изменить школу. Сдвинуть ее с мертвой точки.
Ведь каждый хочет, чтобы его труд имел какой-нибудь смысл. Хочет видеть результат. И показать его другим людям.
Лицей «КОВЧЕГ» www.school.covcheg.org