ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Коммунарскому движению – 50 лет!
Мы поздравляем с замечательным юбилеем всех педагогов, чья жизнь связана с этим движением
Многие убеждены, что главное открытие в отечественной подростковой педагогике двадцатого века было неизбежно: прообразы «педагогики общей заботы» вынашивали в душе, в опытах и планах слишком многие. Но первыми успели ленинградцы.
24 марта 1959 года прошел первый сбор Коммуны юных фрунзенцев, сводной дружины пионерского актива школ Фрунзенского района. Целью создания коммуны было распространение методики, созданной несколькими годами раньше И.П.Ивановым.
За полстолетия через опыт «методики КТД» прошли десятки тысяч подростков и тысячи педагогов во всех уголках бывшего Советского Союза.
«Это творческое содружество поколений в заботе о людях средствами коллективной творческой деятельности» – так определял коммунарство его создатель профессор Игорь Петрович Иванов.
1) Содружество поколений; 2) в заботе о людях; 3) средствами коллективной творческой деятельности.
Если так расположить три части приведенного определения, то они начинают прочитываться вовсе не гладко, а вполне парадоксально. Но странное сведение этой триады воедино и стало прологом к великому открытию.
А смысловая тройственность отразилась и в тройственности названия: коммунарское движение – педагогика общей заботы – методика КТД. Методика, «с которой педагог обречен на успех…».
Именно коммунарство продемонстрировало доступные, предсказуемые возможности успешной воспитательной работы с подростками, а тем самым создало общее пространство диалога и для приверженцев, и для оппонентов, и для тех, кто притягивался к нему, и для тех, кто отталкивался.
Наследники «педагогики общей заботы» стали ядром инновационных сообществ едва ли не в большинстве крупных городов страны. Именно педагогические лидеры «коммунарского» происхождения чаще всего тянут на себе уникальные «стыковочные» задачи: увязывая между собой дела школы и обучение студентов в педвузах, учебную и внеурочную работу с детьми, официальную науку и учебные педагогические сообщества, летние лагеря и переподготовку учителей, они втягивают «образовательную начинку» в социальные, культурные и коммерческие проекты – и наоборот.
Наиболее зрелое коммунарство с поверхности педагогической жизни повсеместно уходило в глубину. Оно пропитывало собой питательную почву для всевозможных явлений: от становления российской Монтессори-педагогики и украинского вальдорфского движения до Корчаковского общества; от центров ролевого моделирования до академических институтов; от преобразования школ до приютов для беспризорников.
«Методика Иванова» словно уже прожила полноценную биографию, на всех направлениях перерастая саму себя.
Быть может, растворяясь во множестве явлений, педагогическая практика и приобретает по-настоящему вечные черты? И в этом «судьба коммунарства» нового века?
Или же следует ожидать, что в недалеком будущем «педагогика общей заботы» возродится в новом блеске в своем каноническом и технологичном виде?