Марафон 2009 - взял старт!
23 марта стартовал Восьмой Московский педагогический марафон учебных предметов. Ежегодный праздник профессионалов, самая продолжительная педагогическая конференция, долгожданная встреча друзей из разных регионов –
так было всегда. «На целый год заряда хватало, да еще сумка книг, полный карман визиток», – вспоминают сегодня учителя, стоя
в очереди то на регистрацию, то на сканирование карты, а то просто
в зал. Да, в этом году на марафоне не протолкнуться: народу приходит
в десятки раз больше, чем в предыдущие годы; столько, что
не хватает помещений. А причина в том, что мы решили выдавать именной сертификат каждому участнику, посетившему три мероприятия одного дня. Но именно недооценка значения «отчетных документов» в работе учителя изменила саму атмосферу марафона, в чем-то лишила ее клубной безмятежности и неспешной общительности.
В самом деле, куда и зачем мы приходим для повышения своего профессионального уровня? И почему соображения пользы
от документа порой затмевают любые другие смыслы? Эти вопросы витают над марафоном-2009.
На марафоне непросто. Но все же попасть на занятия – стоит.
Как всегда, есть кого послушать и уловить новые тенденции
в педагогике и методике…
День классного руководителя
Кто-кто, а классный руководитель работает не учебным предметом, а собой. Он человек, без которого ребенок своих проблем в школе решить не может. Под эту мысль были выстроены все мероприятия дня.
Во-первых, начнем с себя, с анализа своего «сценарного предписания», с качества своего отношения к миру и к себе. Ведь это то, что напрямую передается детям (лекция «Роль значимого взрослого в формировании жизненного сценария ребенка» Анны Фоминовой, Нижегородский государственный университет). И тут важен жизнеутверждающий настрой. «А чему радоваться? Кризис, ЕГЭ, – говорили учителя. – Нет оснований для оптимизма».
Однако не чересчур ли мы беспощадны к себе? Мастер-класс «СМИ и здоровье» Татьяны Ле-ван (Московский гуманитарный педагогический институт), на котором шла групповая работа над анализом рекламных афиш, показал, сколь наблюдательны, изобретательны и компетентны наши учителя.
Во-вторых: что мы должны знать о ребенке? Каждое слово Елизаветы Меланченко (лекция «Особый ребенок. СДВГ – болезнь или педагогическая запущенность?», Московский центр социально-трудовой адаптации и профилактики «Гагаринский») впитывалось аудиторией как губкой. Сегодня «особый» ребенок, ребенок с СДВГ, уже не исключение, а правило: левое полушарие у таких детей в дефиците, функции лобных долей не развиваются, они испытывают энергетическое истощение. Так что задания им надо давать персонально, конкретно и коротко; не опекать и не подавлять монотонностью; наглядности, сколько бы вы ни создали, им все равно не будет хватать, надо больше.
И в-третьих, речь шла о богатстве и разнообразии детско-взрослых отношений. Мастер-класс «Тактики деятельности классного руководителя» Екатерины Александровой (Самарский педагогический институт СГУ): «Наши педагогические тактики таковы, каков уровень активности ребенка. Их выбор зависит от того, в какой мере ребенок может или не может без нас обойтись». Где опека, забота, защита – а где поддержка, наставничество и партнерство? Не дело, когда один педагог – одна тактика. Хорошо бы овладеть всем арсеналом.
Нет предела совершенству, и мозговой штурм «Копилка идей для последнего звонка» показал: что ни сюжет, рассказанный учителями, то повод подумать о том, какие же у нас разные и интересные школы.
День школьного психолога
Было ли так специально задумано, но психологи шли вслед за классными руководителями, и вот два наблюдения. В оба дня можно было видеть одни и те же лица. Это раз. Второе: как классным руководителям напоминали, что законы психологии работают независимо от того, знаем мы их или нет, так и психологам предлагали искать опору в классном руководителе.
На мастер-классе Александры Теплицкой ««Мосты и берега»: возможности игрового сценария» (центр «Точка ПСИ») был макет двубережной территории (конструкт игры), и пожелавшие участвовать в игре команды психологов-психологов и психологов-классных руководителей стали «населять» ее характерными предметами-образами. Поначалу каждая сторона претендовала на территорию и предметы другой. Само собой, ребенка-цветочек никак не могли поделить. Конфликт явно невыдуманный. Но когда психологи, играющие за классных руководителей, сталкивались – хотя бы на макете – с их проблемами, быстро понимали разницу положения. «Я сегодня в первый раз подумала о важности роли классного руководителя», – призналась участница игры.
Это может удивить, но только если ты не держишь в уме весь круг забот школьного психолога. Наталья Сакович (Академия последипломного образования, Минск) посвятила мастер-класс работе психолога с семьей проблемного ребенка. И что же? Учить способам релаксации и эмоционального реагирования – это в одном случае, в другом – работать с эмоциональной сферой ребенка, учить его не бояться чувствовать и выражать чувства. В третьем – формировать нормальный образ Я. В четвертом – проводить тренинги на осознание границ собственной свободы. А если у ребенка произошла утрата потребностей, он отвык чего-то хотеть – надо вести работу по реабилитации желаний.
Как водится, длинные перечни «замыливают» глаз и ухо, размывают связь с реальностью. Витольд Ясвин в лекции «Экспертиза и проектирование развивающей образовательной среды» (школа «Новое образование», Москва) обратил внимание именно на ускользающие смыслы популярной психолого-педагогической фразеологии. Мы так много говорим и пишем о создании «образовательной среды как условии…», что не задумываемся, что условия – это еще не возможности для удовлетворения потребностей. Более того, очень часто условия оборачиваются антивозможностями, и пример тут не только запертый на два ключа шикарный спортзал. Практически никогда проектирование образовательной среды не рассматривается как проектирование возможностей удовлетворения потребностей учеников.
Но что делать, если думать про потребности учат пока только психологов? А роль и место школьного психолога в команде руководителей ОУ у нас все еще ставится под сомнение…
День учителя начальных классов
В этот день на марафоне появились дети. В рекреации для них оборудовали пространство игры в MIMIO, это такой интерактив на стене при включенном компьютере и проекторе. Взяв в руку стилус-мышь (с виду – толстый карандаш), можно вызывать картинку, раскрашивать, делать надписи, а также играть в игры на типизацию и классификацию предметов. Залюбуешься смотреть, как юные демиурги за считанные минуты переходят от робости к уверенности. Прямая иллюстрация тому, что развитие – это активность, а педагогика – искусство мотивации.
Не то у нас в классах. «Темп учебы все увеличивается, а организм ребенка растет и развивается с неизменной естественной скоростью, – говорила в своей лекции «Обучение письму в начальной школе: психофизиологические основы, трудности, коррекция» Марьяна Безруких (Институт возрастной физиологии РАО). – За последние 50 лет период обучения письму сократился в четыре раза и теперь сводится к нескольким месяцам. А раннее обучение письму тормозит развитие». Учитель начальных классов может снизить вред, который причиняют ребенку непродуманные образовательные программы, если, например, даст возможность каждому работать в своем темпе.
О читательской деятельности младших школьников говорила Наталья Виноградова (лекция «Современный младший школьник и читательская деятельность», УМК «Начальная школа XXI века»): так учим читать, что на выходе из начальных классов 98% школьников утверждают, что чтение не занимает и не может занимать серьезное место в их жизни.
Как не лишать учебу привлекательности? Вопрос вопросов. Но ответ на него каждый педагог может найти только сам. Помочь искать – пожалуйста. В этот день был организован показ видеоуроков и лекций авторитетных ученых и учителей-практиков. «Когда сам учитель не скован чужими методиками и рекомендациями, тогда и дети чувствуют себя свободнее и увереннее… Если ученику на уроке стыдно, скучно или страшно, то о развитии и обучении можно забыть», – и еще, еще…
На мастер-классе Ольги Скуратовой «Возникновение животного мира на Земле» (Центр Неменского) было много солнца и воздуха. Перед участниками – кисти в разноцветной воде, пластилин бирюзовый и малиновый, еще какие-то штучки. Ведущие приговаривали: «Это важно: сначала лепим, а потом рисуем… хорошо бы немного скорлупы от вареного яйца… и фасоли, фасоли». На лицах мастерящих учителей – свет.
А в коридоре – фотовыставка детских работ. Одни только елочки, но из чего же – из ниток, жести, бумаги, меха, бисера, ракушек, теста, сухих листьев, птичьих перьев. «Нет, мои до такого не допетрят», – вздохнула одна учительница. Ей отвечали: «А вы предложите».
В общем, в этот день нам советовали ориентироваться на собственную интуицию и на интуицию ребенка. А то получается, что не только ребенок заслонен от нас образом, ролью ученика, но и мы от себя – ролью и функцией учителя.
…Как ни трудно, непривычно было в эти дни на марафоне, а некоторые занятия завершались аплодисментами. И у многих участников еще оставались силы на слова благодарности.