Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2009
Третья тетрадь
Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА


Реутский Сергей

Развивающие правила

Они помогают педагогу с помощью игры решать личностные проблемы ребенка

Большинство игр, в которые играют наши дети, представлено, к сожалению, в варианте спортивных, где главное – физические достижения и победа. В результате остальные компоненты здоровья человека  – психологический, социальный и нравственный – оказываются затушеваны. Хорошо бы, чтоб наша культура игр несколько изменилась и мы поняли бы, насколько это богатый мир и какую большую помощь он может нам оказать.

Появление правил

Культура возникает вместе с правилами. А наше дело – суметь подходящие правила предложить. Но правила не могут быть сразу сложными, иначе их не осилят, не примут – и не могут долго оставаться слишком простыми, через них начнут легко «перешагивать». Поэтому правила тоже должны меняться шаг за шагом от простого к сложному.
Чем больше правил, тем больше мышления, чем больше границ, рамок, которые мы должны держать, тем меньше подвижность игры. Но с другой стороны, тем больше соответственно самоконтроль у ребенка. Изменяя правила, мы движемся именно в эту сторону.
Почему еще надо менять правила? В спортивных играх и соревнованиях мы все время действуем по жестким правилам, а в жизни этого нет. И чтобы подготовить себя к действиям и решениям в реальных ситуациях, надо научиться действовать в условиях с постоянно изменяющимися правилами.
Ну и наконец, это же просто интересно! Когда правила меняются, это все время вызов: смогу, не смогу?
Традиционные дворовые игры всю эту проблематику разрешали. А поскольку это была среда самостоятельная, без взрослых, то она была саморегулирующейся. А что мы можем предложить сегодня?

Почему правила надо менять

Ребята очень четко следят за правилами. При этом все мы прекрасно знаем, что действовать по правилам дети обычно не умеют. Сколько же усилий надо приложить педагогу, чтобы такого отношения к правилам достичь?
Из моего опыта – это вопрос сроков и мотивации. Если детям интересно, они готовы преодолевать и перестраивать себя, чтобы играть, меряться силами.
…Вот типичная дворовая игра «петушиный бой». Попробуем на этой игре показать, как усложняются правила и что при этом происходит.
Исходные правила такие: соперники закладывают руки за спину, встают на одну ногу (любую) и толкаются плечами, напрыгивая друг на друга боком. Кто потерял равновесие и встал на две ноги – проиграл.
Как можно изменить правила этой игры? Детей, которым трудно проявлять силу, решительность, волевые качества, становится все больше. Меняем правила: игра та же, но двое против одного.
Из ребят я выбираю трех противников, и одному из них, менее крупному, предлагаю толкаться с двумя более крупными мальчиками. Как видите, они быстро побеждают.
Что я хочу отметить: Женя хоть и менее сильный, но у него хватает сил противостоять двум противникам. А когда у ребенка сил не хватает, он сжимается перед двумя более сильными соперниками. Тогда я прошу его на минутку выйти за дверь, набраться силы и, когда он будет готов, войти. Если у него появится хотя бы на три-четыре секунды состояние уверенности, он обязательно его запомнит. В следующий раз, как показывает практика, его хватает уже на пять–десять секунд, и это время начинает увеличиваться.
Сейчас я выберу четырех мальчиков и предложу двоим явно поменьше и послабее сражаться в «петушином бою» с двумя более крупными, пара на пару. Определим дополнительные правила: коснувшийся земли второй ногой выбывает, в то время как остальные продолжают, пока не определится команда победителей.
Через пять секунд двое более слабых проиграли. Правила меняются: они берут в команду третьего, чтобы уже втроем вновь противостоять двум более крупным и сильным.
– Договариваться будете, как их победить? Или прямо сразу в бой?
Ребята быстро и тихо договариваются.
В результате троица победила двоих более сильных, но при этом один из ребят получил легкий ушиб. Когда появляются травмы и ушибы, даже очень легкие, это говорит о том, что ситуация детьми не вполне контролируется. Значит, правила надо упрощать.
Конечно, первое время за выполнением правил вынужден следить взрослый, потом можно делегировать эту функцию старшим детям, а идеальный вариант  – когда дети сами создают правила и сами следят за их исполнением.
Правила можно изменять в любой игре. В какую сторону – зависит от нашей цели: чтобы телесного контакта было больше, или движения, или контроля, или соблюдения правил (тогда вводим судей). Все игры трансформируются под наши задачи.