Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2009
Третья тетрадь
Детный мир

КАРТА ЗДОРОВЬЯ


Каменский Сергей

Раздражительный, ранимый, тревожный

Большинство невротических расстройств у школьников – это начальная стадия, когда они полностью обратимы. Но «нервный» ребенок требует повышенного внимания и помощи

«Трудно с ним... Такой нервный стал!» – часто жалуются родители. Под привычной характеристикой «нервный» скрывается то, что на языке психологии и медицины называется «повышенной невротической готовностью», «невротическими реакциями» или «начальной стадией невротического расстройства». Это не болезнь – пока еще не болезнь! – это крайний вариант нормы, но при неблагоприятном развитии событий невротические реакции могут развиться в настоящую болезнь  – невроз. А невроз в свою очередь может обусловить невротическое развитие личности, при котором ребенок – а с годами и взрослый  – станет очень-очень трудным для себя самого и для всех окружающих людей.

 

Астенические реакции

Какие бывают невротические реакции? В психологии выделяется три варианта.
Самый распространенный вариант (80% всех невротических реакций) – это реакции раздражительной слабости (иначе говоря, астенические). Ребенок становится вспыльчивым, капризным, несдержанным, не терпит ни замечаний, ни возражений. Чуть что – вспыхнул, взорвался, вскипел! Но вспышки раздражения быстро завершаются слезами, жалобами, просьбами о прощении, хныканьем, нытьем. У ребенка ухудшается самочувствие, появляются головные боли, слабость, вялость, разбитость. Часто возникают расстройства сна и аппетита, причем в обе стороны. То есть могут быть сонливость либо бессонница, трудности засыпания и трудности пробуждения либо мгновенное засыпание («как убитый») с пробуждением ни свет ни заря. Аппетит может пропадать («не хочу, ничего в рот не лезет»), а может внезапно резко повышаться. Ощущение внутреннего напряжения, эмоционального дискомфорта соединяется с пониженным, подавленным настроением. Это так называемые депрессивные переживания – все видится «в черном цвете». Если неприятные явления нарастают, то появляется зябкость, головокружение, потемнение в глазах при перемене положения тела. Например, нагнувшись за упавшим карандашом и резко выпрямившись, ребенок вынужден некоторое время приходить в себя, вцепившись в парту или опираясь о стенку, потому что у него кружится голова и в глазах темно – «вот-вот упаду». Такому ученику очень трудно долго заниматься одним и тем же делом, долго находиться на одном месте. Но что значит долго? В том-то и беда, что нормальная продолжительность урока становится для него слишком долгим временем, и состояние школьника начинает сказываться на его успеваемости.

Невротические реакции

Второй по распространенности (12%) вариант невротических реакций – истерический. Ухудшение состояния ребенка, как отмечают специалисты, всегда связано с какой-то травмирующей ситуацией (острая обида, нарушение прав, ущемление интересов, несправедливость). С ребенком случилось что-то тяжкое, мучительное для него. Тут важно подчеркнуть  – именно для него. Понимание и восприятие травмирующей ситуации всегда субъективно. Один ученик толкнул и обозвал другого, тот не остался в долгу, тоже пнул и обругал приятеля, а на следующей перемене оба бегают взапуски, давно выбросив из головы глупое столкновение. А третий, ранимый и «тонкокожий», в той же самой ситуации переживает иные чувства: растерянность, невыносимую обиду, желание отомстить и одновременно желание спрятаться.
Истерические реакции могут быть двух видов: бурные (экспрессивные) и внутренние, скрытые (импрессивные). При бурных реакциях ребенок кричит, рыдает, топает ногами, стучит кулаками, может даже упасть на пол. «Словно напоказ, нарочно»  – складывается впечатление у свидетелей. Действительно, ребенок делает это напоказ, он стремится привлечь к себе внимание, хочет, чтобы его пожалели, но он не притворяется, он и в самом деле не способен в такие минуты сдерживаться. Бурные истерические реакции сильно осложняют взаимодействие ребенка с окружающими  – сверстниками и взрослыми. Если ребенок остается предоставленным самому себе, то скоро он и сам начинает ограничивать все социальные контакты, «уходит в себя». Либо «уходит в болезнь», начиная жаловаться на самочувствие. Жалобы его в принципе те же, что и при астенических реакциях: «голова болит», «сердце колет», «слабость», «не могу, устал, сил нет».
Скрытая, внутренняя форма истерических проявлений характеризуется прежде всего депрессивными переживаниями. Плохое, пониженное настроение доходит до чувства отчаяния и безысходности. Ребенок может ни на что не жаловаться, уныло забившись в уголок, а может с трагическим видом предъявлять преувеличенные жалобы. «Устал до невозможности!» – после самой легкой и недолгой работы. «Невыносимая скука, нестерпимая тоска, не могу больше!» – когда всего-то и надо, что ненадолго сосредоточиться или немного подождать. Но ему и правда становится очень трудно переносить ожидание или собраться с мыслями. Нередки жалобы на «замирание» сердца и «онемение» рук и ног.
Истерические реакции тоже сказываются на успеваемости, потому что ученик начинает заметно меньше работать.

Реакции страха и тревожности

Третий, самый редкий вариант (8%) невротических реакций – реакции страха и тревожности (фобические). В их источнике чаще всего обнаруживаются те или иные неприятности в школе. Но нежелание идти в школу, а со временем и страх перед посещением школы появляются даже в тех случаях, когда изначальная беда – травмирующая ситуация – никак со школой не была связана. Иногда родители сознательно пугали младшеклассника, надеясь, что он станет острожным, ответственным и дисциплинированным. Пугали школьными требованиями, строгим учителем, грозным директором. Но дело в том, что посеянный страх прорастает не там и не так, как надеялись родители. Добивались одного, а получили совсем другое. Пугали школьными требованиями, надеясь на усидчивость и усердие, а ребенок смертельно боится отвечать, даже если прекрасно подготовился. Специалисты отмечают такой парадокс: подростки с реакциями страха и тревожности обычно имеют хорошие способности и не имеют проблем с успеваемостью.
Невротический страх, невротическая тревога обычно не связаны с конкретной угрозой или не соответствуют ей по масштабу. Подростки с реакциями страха и тревоги почти никогда не признаются в этих чувствах, не жалуются на них. Тем более они не говорят о своем нежелании идти в школу. Они жалуются на плохое самочувствие. Набор жалоб тот же, что при истерических реакциях и реакциях раздражительной слабости. Но родители быстро замечают, что на каникулах, во время праздников и выходных плохого самочувствия у школьника не бывает. А вечером перед началом занятий – знакомая песня: «голова болит, сердце колет, в глазах темно, руки немеют, сил нет, мне надо полежать, я не смогу завтра пойти в школу». Родители в абсолютном большинстве случаев возмущаются: «Не притворяйся! Не обманывай! Ничего у тебя не болит! Симулянт!» Но в том-то и дело, что он не обманывает, а действительно чувствует то, на что жалуется.
Чего конкретно боится ученик? Что его тревожит? Нередко это страхи, связанные со спецификой учебной жизни. Например, ужас перед контрольными работами и экзаменами, хотя ребенок вполне к ним готов. Или боязнь отвечать у доски, страх перед публичными выступлениями, страх ошибиться, подвергнуться осмеянию за неправильный ответ. Но дело в том, что любой невротический страх ребенка школьного возраста негативно влияет на его желание учиться, на положение в коллективе сверстников. Может быть, он боится открытого или закрытого пространства, смерти, толпы, одиночества, террористов – чего угодно. Страхи многообразны, но страх обязательно сказывается на отношении к школе. Ведь всякий болезненный страх крайне осложняет социальную жизнь человека, а социальная жизнь ребенка – это его учеба в школе.
Младшеклассники могут признаваться в своих страхах, старшеклассники скрывают их. Но поскольку жить со страхами трудно, тревога мучит и не дает покоя, дети вырабатывают различные приемы для того, чтобы справиться со своим состоянием. Это могут быть различные ритуальные жесты, движения, действия, скороговорки, которые подчас становятся навязчивыми, но ребенок не пытается и не собирается с ними бороться, потому что действительно чувствует облегчение от них. Десять раз топнул левой ногой  – и укрепилась вера, что с контрольной удастся справиться. Двадцать раз пробормотал «заветное» слово – и появилась надежда, что «все обойдется». Но со временем такие навязчивости сами начинают осложнять жизнь.
Чтобы помочь ребенку преодолеть невротические реакции, прежде всего надо разобраться, с чего все началось. Что послужило спусковым механизмом? Переутомление, обида, испуг, неудача? Разобраться в этом поможет школьный психолог.
Но чего нельзя делать – это смеяться над жалобами ребенка, отмахиваться от них, действовать угрозами и приказами  – тогда состояние невротической реакции кажется ему невыносимым и непосильным.

Может пригодиться

Мы предлагаем маленький тест в помощь родителям «Не пора ли обратиться к психологу?». В доверительный момент предложите ребенку прочесть несколько утверждений и ответить «да, со мной так бывает» или «нет, это не про меня».

Часто внутри все прямо дрожит…
Ужасно устаю, хотя вроде и не делал ничего…
Мне кажется, что меня никто не понимает…
Даже мысль о возможной неудаче меня страшно волнует…
Я ужасно впечатлительный…
Мне трудно заговорить с людьми, особенно с незнакомыми…
Странно: то радостно, то грустно, а почему – непонятно…
Понимаю, что пустяки, а все равно беспокоюсь…
Ой, все время кошмары снятся…
У меня что-то с нервами…
Мне часто кажется, что другие на меня смотрят осуждающе…
Такая ерунда, а настроение испортила на целый день…
Часто не могу справиться с собой, усидеть на месте…
Иногда кажусь себе просто никчемным неудачником…
Я слишком близко принимаю к сердцу всякую неприятность…
Чуть не каждый день плохо себя чувствую…
Наверное, я одинокий…
Часто фантазирую про себя и ничего вокруг не замечаю…
Часто думаю: почему я не могу быть таким же спокойным и счастливым, как другие люди?..
Часто хочется громко сказать: да отстаньте вы все от меня!..
Как привяжется какая-нибудь мысль, и хочу избавиться, а она гвоздем сидит…
Мне трудно сосредоточиться: мысли разбегаются…
Я много копаюсь в себе…
...Если хотя бы в половине случаев подросток дает положительные ответы – это уже настораживает!