Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Власти готовы помочь студентам-«платникам»

Вузам предложено поделиться бюджетными местами, а банкам — поддержать эксперимент по образовательному кредитованию

На днях состоялось заседание Общественного совета при Министерстве образования и науки. Тема дискуссии была выбрана самая злободневная: «Кто оплатит высшее профессиональное образование? Какие пути выхода из сложившейся ситуации можно предложить?»
Как отметили участники обсуждения, такие вопросы не ставились 10 лет назад, когда ситуация в стране была еще тяжелее нынешней, после дефолта 1998 года. Но и доля платных студентов в то время была около 40%, тогда как в настоящее время из 7,5 млн российских студентов 65% обучаются на коммерческой основе.

Предложения по спасению «внебюджетников» изложил президент Дмитрий Медведев в «Перечне поручений по вопросам высшего образования и поддержке студенчества». Это – установление неизменной на весь период обучения стоимости образовательных услуг, зафиксированной в рублях; перевод наиболее успешных студентов с платных мест на вакантные бюджетные; рассрочка платежей за обучение и развитие образовательного кредитования на льготных условиях.
Комментируя эти заявления, проректор Государственного университета «Высшая школа экономики» Сергей Рощин констатировал, что «сегодня произошло переключение ожиданий: студенты стали надеяться не на собственные силы, а на государственную помощь». По его мнению, «важно не подавать неверные сигналы, чтобы не сеять напрасные ожидания».
«В частности, такая мера, как перевод на бюджетные места, возможна только для успешных студентов, в противном случае произойдет смещение стимулов»,  – убежден С.Рощин.
Эту позицию разделяют и другие члены Общественного совета.
«Не более пяти процентов от общего числа платных студентов достойны перевода на бюджетные места, однако наибольшую активность в решении этого вопроса проявляют наиболее слабые учащиеся», – поделился своими наблюдениями директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян.
Как заверил собравшихся заместитель министра образования и науки Владимир Миклушевский, перевод на бюджетные места возможен только для хорошо успевающих студентов, обучающихся по востребованным специальностям, при этом процедура перевода должна быть максимально прозрачной, при обязательном участии органов студенческого самоуправления.
По словам замминистра, в большинстве случаев ректоры вузов с пониманием относятся к этой и другим инициативам президента и уже вносят соответствующие изменения в свои уставы, но при этом известны случаи, когда руководители образовательных учреждений создают искусственные препятствия для реализации предлагаемых на высшем уровне мер. Например, перевод «платника» на бюджетное место в некоторых вузах возможен лишь в том случае, если он учится на «отлично» шесть семестров подряд.
Понятно, что такие условия практически невозможно выполнить. Но такая позиция продиктована скорее не злым умыслом, а объективными обстоятельствами.
Как пояснил Сергей Рощин, «перевод с платного на бюджетное место убыточен для вузов, а потери они должны компенсировать за счет собственных дополнительных ресурсов, которых в настоящее время нет».
Как считает В.Миклушевский, поддер­жка внебюджетных студентов окажется эффективной только в том случае, если все меры будут применяться комплексно, и особое место в этой системе занимает программа образовательного кредитования.
По его словам, если действовавшая до кризиса программа «Кредо» была построена по благотворительной схеме, то предлагаемые другими банками условия не мотивируют на получение таких кредитов.
Так, Сбербанк выдает образовательные кредиты сроком на 10 лет под 12% годовых, и эти условия, по словам заместителя директора Управления кредитования частных клиентов ОАО «Сбербанк» Рустама Абдрахманова, «на грани рентабельности».
Для сравнения: ставка по потребительским кредитам того же банка составляет 19%, по рыночным – 23% годовых.
Главным препятствием для получения образовательного кредита является обязательное наличие поручителя, которого трудно найти на такой длительный срок.
Тем не менее, по свидетельству Рустама Абдрахманова, в прошлом году 1700 человек оформили в Сбербанке образовательные кредиты на общую сумму 106 ?млн рублей.
Но, как справедливо отмечали участники обсуждения, эти показатели могли бы быть намного выше, если бы кредиты предлагались на более выгодных для клиентов условиях: то есть без поручительства и с более низкой процентной ставкой.
«Без участия государства, которое бы могло взять на себя часть рисков, мы не можем предложить конкурентоспособный уровень ставок», – заявил вице-президент, начальник Управления потребительского кредитования Банка ВТБ-24 Иван Лебедев.
Министерство образования и науки уже разработало программу государственной поддержки образовательного кредитования. Как пояснил В.Миклушевский, «наши действия исходят из того, что данный вид кредита должен стать, с одной стороны, максимально доступным для студентов, с другой – мотивировать их к высоким результатам в учебе».
Так, проценты по кредиту будут минимальными – на уровне 11,5% в год, а возвратить долг можно будет в течение 10 лет после окончания вуза.
Роль поручителя возьмет на себя государство, которое возместит банкам  – участникам эксперимента – до 20% объема выданных кредитов в случае их невозвращения.
Помимо этого за счет средств федерального бюджета планируется частично субсидировать процентную ставку по кредиту.
Но обязательным условием получения кредита для студента будет хорошая успеваемость, то есть высокие результаты ЕГЭ при поступлении или учеба без троек в течение семестра ( в зависимости от того, когда оформляется кредит – при зачислении в вуз или по прошествии какого-то времени).
Предпочтение будет отдаваться студентам из малообеспеченных семей, обучающихся за плату на очных отделениях.
Министерством разработана и система критериев для отбора вузов – участников эксперимента, с учетом качества образования и востребованности специальностей. В отличие от предыдущего эксперимента форма собственности вуза во внимание приниматься не будет, главное  – наличие государственной аккредитации.
Поэтому правом на получение образовательных кредитов смогут воспользоваться студенты как государственных, так и негосударственных храмов науки.
Кроме государственной поддержки студентов, обучающихся на коммерческой основе, государство намерено сохранить количество бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года и увеличить контрольные цифры приема в магистратуре на 15 тысяч, а в аспирантуре  – на 3 тысячи по сравнению с нынешним годом.
Таким образом, количество бюджетных мест в магистратуре достигнет 35 тыс., а в аспирантуре – 29 тыс.
Косвенной, но очень важной мерой поддержки студентов В.Миклушевский считает создание малых предприятий при вузах и научных организациях.
По его словам, соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму от имени руководителей всех фракций.
По последним данным Минобрнауки, о своей готовности открыть малые предприятия заявили 187 вузов из 71 субъекта РФ. По предварительным прогнозам, благодаря этому будет создано более 30 тысяч новых рабочих мест, прежде всего для выпускников вузов.
Члены Общественного совета положительно оценили предложения министерства и выразили надежду, что данные инициативы помогут сгладить тяжелые социальные последствия кризиса.