Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Дашковская Ольга

Не только тестирование…

Оценка качества образования должна быть комплексной, настаивают эксперты

Вице-президент РАО Виктор Болотов выступил в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования с лекцией «Современные подходы к оценке качества образования».
Как считает В.Болотов, в системе образования возникла «ориентация на результат». Но, как мы знаем, зачастую за такой установкой скрывается умение представить в вышестоящую инстанцию благополучные показатели.
Поэтому в последние годы стала создаваться система внешней, независимой оценки качества образования. Она включает в себя
не только измерения индивидуальных достижений учащихся, но и анализ работы школ, вузов, а также целых образовательных систем – муниципальных и региональных. Устройству и принципам действия этой системы и было посвящено выступление В.Болотова.

 

Тесты правильные и неправильные

Первая часть лекции была посвящена тестовой системе оценки индивидуальных достижений учеников. Как следовало из выступления В.Болотова, тестирование сегодня активно развивается, охватывая все больше возрастных категорий школьников.
Самой массовой формой тестирования является единый экзамен, который с этого года стал обязательным.
Многие регионы РФ уже ввели независимые выпускные экзамены в 9-х классах, которые проводятся на добровольной основе по материалам, разработанным на федеральном уровне. В прошлом году порядка 60 территорий приняли участие в «малых ЕГЭ» по алгебре и русскому языку, около 30 – по биологии и обществознанию.
По мнению В.Болотова, оценка учебных достижений школьников должна быть многократной и накопительной, а проводить подобные срезы следует на разных ступенях обучения. Первый «срез» надо делать на входе в первый класс, второй  – на переходе из начальной школы в основную.
«Но если государственная итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах носит квалифицирующий характер – дает или лишает учащихся права на переход в 10 класс или поступление в вуз, – то в первых и четвертых это система сервисов для школ, батарея методик, позволяющих строить индивидуальные образовательные траектории детей», – пояснил В.Болотов.
Нынешние тесты для поступающих в первые классы, по его мнению, совершенно никуда не годятся. Они проверяют уровень знаний, а в первом классе нужно провести стартовую диагностику, выяснить готовность ребенка к обучению в школе (мелкая моторика, социализация и т.д.). Точно также тесты на «входе» в четвертый класс должны проверять, готов ли учащийся к основной школе. И в том и в другом случае тесты должны носить непредметный характер и выявлять не ЗУНы, а компетенции учащихся, например их способность понимать тексты, логически мыслить.

Вариативная аккредитация

Далее В.Болотов перешел к методам оценки деятельности образовательных учреждений. Сегодня она происходит во время аккредитации, по итогам которой учебное заведение получает (или подтверждает) право выдавать документы государственного образца.
По словам Болотова, контрольные работы, предлагаемые в ходе проведения этой процедуры, не всегда учитывают программы и учебники, по которым обучаются дети в данной конкретной школе. Естественно, это отрицательно сказывается на результатам аккредитации. Поэтому в настоящее время Министерство образования и науки разрабатывает материалы для аккредитации школ с учетом вариативности учебных программ.
Как рассказал В.Болотов, некоторые школы уже сами обращаются к независимой оценке своей деятельности, заказывают социологические исследования, чтобы изучить разные стороны школьной жизни – например, характер взаимоотношений между педагогами и детьми.

Образование в социальном контексте

При оценке региональных и муниципальных образовательных систем должен использоваться комплексный подход.
В 2006–2007 годах экспертами и консультантами Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования была предложена методика управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях, которая прошла экспериментальную апробацию в 15 субъектах РФ.
Система оценки учитывает помимо результатов образования ресурсы и условия обучения (здания, оборудование, информатизация, учебники, кадры, финансы) и так называемые контекстные показатели, то есть социально-экономические характеристики данной территории. Это демографическая ситуация, соотношение городского и сельского населения, динамика численности, структура занятости, уровень доходов населения и т.д.
Качество муниципального и регионального образования предлагается оценивать на основе целого ряда индикаторов, в числе которых – уровень социализации учащихся и трудоустройство выпускников.
Главный вывод участников эксперимента состоит в том, что нельзя требовать одинаковых результатов от образовательных систем, находящихся в существенно разных, причем не зависящих от них, условиях и располагающих неодинаковыми ресурсами для развития.
Между тем, по словам Виктора Болотова, в субъектах РФ пытаются оценивать качество образования в школах и даже составлять рейтинги муниципалитетов исключительно на основе учебных достижений, не принимая во внимание социально-экономические условия, культурную среду, наличие центров дополнительного образования детей, то есть те самые контекстные показатели, которые были признаны приоритетными в ходе эксперимента.
«Нельзя сравнивать наукограды с заводскими районами, сельские территории с городскими, массовые школы с элитными, поскольку очень многое зависит от мотивации учащихся и от социально-экономического статуса их семей», – считает вице-президент РАО.
По мнению Болотова, абсолютизация учебных достижений – главный бич системы образования. Тем более опасна получающая все большее распространение практика использования результатов «больших» и «малых» ЕГЭ для принятия управленческих решений.

Под флагом ЕГЭ

Так, в регионах, реализующих комплексные проекты модернизации образования и внедряющих новые системы оплаты труда, результаты ЕГЭ сплошь и рядом используются для оценки деятельности учителя и, что самое главное, при распределении стимулирующей части оплаты труда.
Однако, по убеждению Болотова, «результаты ЕГЭ никак не характеризуют эффективность деятельности учителя, да и качество образования этими оценками не исчерпывается».
В последнее время все больше специалистов считают необходимым включать в промежуточные и итоговые аттестации оценку внеучебных социальных компетенций учащихся.
Однако как будет выглядеть «социальное портфолио» выпускника и как объективно, а главное, достоверно оценить его непредметные знания, пока никто толком не знает.
«Ведь нельзя же протестировать ученика на патриотизм или преданность партии и правительству, – справедливо заметил В.Болотов. – Не все ясно и с портфолио учебных достижений выпускника, поскольку его формализация чревата определенными рисками, в том числе коррупционными».
Например, Ассоциация инженерных вузов не первый год предлагает проводить профессиональные конкурсы для абитуриентов с целью проверки наличия у них экспериментальных навыков. Таким образом, с точки зрения специалистов, можно было бы компенсировать пробелы ЕГЭ, за рамками которого остаются лабораторные и практические работы.
«Однако для того, чтобы такие конкурсы были признаны легитимными и обеспечивали преимущества при поступлении в вуз, необходимо гарантировать их доступность и объективность», – считает В.Болотов, по мнению которого главным дополнением к ЕГЭ на сегодняшний день могут быть только призовые места во всероссийских и вузовских олимпиадах, включенных в Перечень, утвержденный Министерством образования и науки. Все остальные могут представлять интерес только для внутришкольного мониторинга и для оценки динамики личных достижений каждого ученика.
Особое место в своем докладе ученый уделил внеотраслевой системе оценки качества образования.

Когда оценки выставляет работодатель…

К участию в процедурах аккредитации ПТУ, техникумов и вузов сегодня все активнее привлекаются работодатели и представители отраслевых союзов (бухгалтеров, модельеров, рестораторов, отельеров), которые разработали критерии оценки профессиональных компетенций выпускников профильных колледжей и вузов.
В некоторых регионах, например в Красноярском крае, открываются центры профессиональной сертификации по ряду рабочих специальностей.
Таким образом, на практике осуществляется идея разделения академической и профессиональной оценки, у которых разные задачи: одна подтверждает уровень фундаментальной подготовки, другая – право претендовать на определенное место на рынке труда.
По мнению В.Болотова, эффективность деятельности учреждений профобразования измеряется реальным (а не формальным) сотрудничеством с работодателями и показателями трудоустройства выпускников.
«Если половина выпускников стоят на учете в службе занятости, то у такого учебного заведения следует отбирать лицензию», – считает В.Болотов.
Именно с этой точки зрения он подверг критике идею удерживать учащихся в образовательных учреждениях, снижая вступительные цензы на разные уровни образования, предложенную правительственными экспертами под руководством первого вице-премьера И.Шувалова как средство от безработицы в период кризиса.
«Мы не построим новой России, если преподаватели будут делать вид, что учат, а студенты – имитировать учебу», – констатировал докладчик.
В последнее время, по мнению В.Болотова, возрастает роль общественной оценки качества образования.
Многие вузы по своей инициативе заказывают социологические исследования у независимых общественно-профессиональных агентств и принимают участие в независимых рейтингах. Правда, по словам В.Болотова, эти рейтинги зачастую носят спекулятивный характер в отличие от зарубежных стран, где составители рискуют поплатиться репутацией за недобросовестно составленный топ-лист.
При оценке деятельности школ также может учитываться мнение родителей, но их представления о качестве образования, как считает В.Болотов, пока еще очень туманны, противоречивы и зачастую не соответствуют экономическим реалиям.
Подводя итоги обсуждения, ученый отметил, что «необходима комплексная оценка качества образования, которая адресована целевым группам: школе, семье, ученику, педагогу, бизнесмену, инвестору, работодателю. В противном случае мы никакого эффекта не добьемся».