Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2009
Третья тетрадь
Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА


Реутский Сергей

Когда желание померяться силами перерастает в драку...

Способы разрешения физических конфликтов

Что делать с детской агрессивностью, с потребностью детей драться? Этот вопрос волнует большинство родителей и педагогов. Сегодня на него отвечает Сергей Реутский, учитель физкультуры, создатель методики формирования физически воспитывающей двигательной среды для детей всех возрастов.

 

Статья первая

Драчливость нового века

На мой взгляд, как ни странно, «драку» отчасти полезно легализовать. По всей видимости, любая потребность должна быть реализована, но – в культурной форме. Таков опыт человечества.
Вообще-то мальчишки дрались во все времена. Почему же считается, что именно сегодняшние драки отличаются особенной разнузданностью, жестокостью, чуть ли не истеричностью?
Культура общества не дает нам сейчас опыта разрешения конфликтных ситуаций. И раз в общественном сознании таких моделей нет (или мало) и родители со своими детьми этим не занимаются, значит, это должны делать те, кто понимает проблему. Прививать детям культуру поведения в конфликте я считаю делом чрезвычайно важным.
Наша гипотеза такая: поведение в конфликте телесном примерно такое же, как и в интеллектуальном, и в нравственном, и в эмоциональном. И если найдены способы разрешения телесного конфликта, то этот опыт пригодится при поведении в других конфликтных ситуациях. Мудрые воспитатели только так, наверное, и должны воспитывать, не иначе.

Другая среда, другая острота проблемы

В последние десятилетия резко уменьшилась возможность у детей двигаться, удовлетворять какие-то двигательные потребности и разрешать споры. Если раньше была (и была в традиции) уличная дворово-игровая среда, которая позволяла эти проблемы разрешать, выяснять, кто сильнее, то сейчас все стало намного сложнее. Потому что эта среда практически исчезла в больших городах.
Потребность в движении, в выяснении, кто сильнее, в выплескивании накопившихся агрессивных импульсов остается, а возможностей ее реализовать становится все меньше и меньше.
В народной традиции этот опыт накоплен, в каких-то формах он реализовался. Даже еще несколько лет назад, при огромном количестве спортивных кружков и секций, этих возможностей у детей было больше.
Если педагог понимает эту проблематику, он и свои учебные проблемы может решить, и взаимоотношения с детьми наладить – конечно, он найдет время и силы, чтобы заниматься играми. Но не всякий педагог обладает такими ресурсами.
Поэтому хотелось бы прежде всего наладить в школах и детских садах игру старших детей с младшими – то, что во дворах было всегда. Без старших игра обычно не шла или шла хуже, правила не так соблюдались. Если удается запустить такие отношения, когда старшие играют с младшими, это получается здорово и для тех, и для других.

Разберемся в причинах

Потребности в драке ради драки у ребенка нет. Но форму драки принимает потребность в чем-то другом. В чем же?
Попробуем разобраться.
Итак, фиксируем. Ну, во-первых, потребность померяться силами, выяснить, кто сильнее.
Во-вторых, потребность в движении. Взрослые обычно «заорганизовывают» детей, особенно на занятиях: не бегай, не дергайся, сиди спокойно, то не делай, это не трогай и т.д. Поэтому необходимость выплеска энергии в той или иной степени есть у каждого ребенка.
И третье – это потребность в телесном контакте. У нас эта потребность обычно не учитывается, но она ведь очень велика, особенно у младших детей. Она и выражается в форме «потолкаться», «померяться силами». Это могло бы найти свое удовлетворение в семье, но большинство родителей, к сожалению, от этого уходят.
А агрессивность откуда берется? – спросите вы. Психологи, наверное, ответят на этот вопрос лучше. Но мы, педагоги, обсуждали эту тему и зафиксировали две причины – это страхи и разные детские неудовлетворенности, проявляющиеся в форме агрессии.
Тут надо понимать, что у современного ребенка процессы возбуждения и торможения несбалансированы. Процессы возбуждения очень легко охватывают ребенка, и он теряет контроль над своими действиями. Типичная ситуация: меряются силами, один другому сделал больно, другой старается ответить больнее, и каждый считает себя хорошим и правым.
Поэтому и когда мы меряемся силами, и когда выпускаем пар, и когда пытаемся грамотно работать с агрессией, в культурных формах, везде наша задача – путем специальных упражнений и изменения правил игры помочь детям научиться контролировать свое состояние. Конечно, сначала надо, чтобы этому научились педагоги, потом помогли детям, а потом, как идеальный вариант, дети уже сами могли контролировать свое состояние.
А теперь мы с моими помощниками – это восемь первоклассников – попробуем предложить вам несколько подвижных игр.

Толкаемся и толкаем

Начнем с непосредственного силового контакта. Борьба как раз помогает разрешить все проблемы, которые мы назвали, в культурной форме.

ТОЛКАЕМСЯ СПИНАМИ. Дети объединяются в пары – кто с кем. Через несколько секунд, когда пары определились, ставим их в две шеренги – каждый ребенок напротив своего напарника.
Дети поворачиваются спинами друг к дружке и садятся на пол. Правила следующие: толкаемся спинами, упираясь руками и ногами в пол, задача – сдвинуть противника до определенной границы. Роль границ могут выполнять, например, стулья, поставленные в два ряда на расстоянии трех метров друг от друга. Или же границы можно просто нарисовать на полу мелом.
– Внимание! Как только кто-то из вас коснулся ногами границы, он должен сказать стоп! – и напарник перестает его толкать. Возвращаемся к исходной позиции. Понятно? Итак, команда готова? Приготовились... Начали!
Одновременно с командой педагог громко хлопает в ладоши. Дети начинают толкать друг друга спинами.
«Какие упорные... Не сдаваться!.. Стоп! Теперь быстренько поменялись парами». Дети меняются парами.
«Посмотрите внимательно, все ли заняли середину?.. Приготовились... Начали!.. Не сдаваться!.. Стоп! Закончили. Теперь, пожалуйста, быстренько сели по местам».
Педагог останавливает процесс, не дожидаясь, пока возникнет спор о том, кто выиграл. На все упражнение, включая два повторения со сменой пар, обычно уходит не более двух минут.
Еще несколько примеров подобной силовой борьбы по разным правилам. Эти упражнения, несмотря на свою простоту, отбирают довольно много сил и быстро успокаивают.

ТОЛКАЕМСЯ БОКОМ. Дети объединяются в пары и опускаются на четвереньки. Напарники становятся боком друг к дружке. (Дистанция между парами должна быть достаточной, чтобы они не мешали друг другу.) Дети уже без отдельного комментария понимают, что надо занять пространство в середине и сталкивать противника к краю. Начинать толкаться следует в низкой позиции (ближе к полу), чтобы обезопасить возможное падение.
«Приготовились... Начали!» Команда раздается одновременно с хлопком. Как только первая пара достигает границы обозначенного пространства, педагог, также с хлопком, останавливает игру. Возврат в исходное положение. Через два раунда (это примерно одна минута) можно поменяться парами.

БОРЬБА С ФОРОЙ. Места мало, поэтому меряться силами будет только одна пара. Один противник большего веса, другой – чуть легче. Они ложатся рядышком на пол лицом вниз и боком друг к другу. Задача: попытаться сдвинуть друг друга с места, толкаясь боками.
«Готовы?.. Начали!.. Не вставать!.. Толкайтесь, толкайтесь!.. Женя, молодец, поздравляю!» Мальчик более легкого веса, сильно упираясь руками, смог сдвинуть соперника на корпус в сторону.
В силовых упражнениях бывает интересно брать разные по силе пары. Потому что совсем не обязательно внешне более сильный возьмет верх в упражнении. Как сейчас и случилось.
Теперь организуем еще одну ситуацию. Попробуем ослабить сильного и усилить слабого. Еще одна пара ребят явно разной комплекции занимает позицию на полу, лежа на животе, боками вплотную друг к другу. Более сильный при этом должен завести одну свою руку, ближнюю к сопернику, себе за спину, чтобы пользоваться в единоборстве только одной рукой. Загнутая рука – это фора. То есть мы для сильного усложнили правила. И конечно, хотелось бы увидеть, чтоб у обоих мальчишек появилась потребность померяться силой именно так.
Ребята начинают толкаться, и уже через три секунды более слабый, но борющийся двумя руками, побеждает.
«Стоп! Закончили. Теперь меняем правила». (Педагог делает это все время, чтобы как-то уравновесить силы противников.)
Ребята остаются лежать на полу. Более крупный мальчик, которого, однако, столкнули в прошлом раунде, теперь заводит обе руки за спину, а второй – только одну, но ту, которой удобнее отталкиваться, то есть дальнюю от противника.
– Как вы думаете, кто победит сейчас?.. Готовы? Начали!.. Животы от пола не отрывать, не подниматься!..
Теперь борьба происходит практически на равных, противники только чуточку сдвигают друг друга; причем до момента установления очевидного результата раунд длится всего пять-семь секунд. Стоп!

ТОЛКАЕМ ПАЛКУ. Меряться силами можно и стоя – если дети подготовлены, если они контролируют свои действия. Сейчас мы это сделаем. «Пожалуйста, встали парами».
Педагог берет палки, каждая длиной около метра, и раздает по одной на пару. Палки своими концами должны быть направлены на соперников. Каждый из них правой рукой берется за середину палки, другой рукой – за ближний край, а правую ногу выставляет вперед.
– Внимание! Мы не тянем, а толкаем палку на противника, пытаясь сдвинуть его к границе (в данном случае к линии стульев). Как только противник достиг линии – стоп! – в исходное положение.
И вот еще что. Кто в вашей паре сильнее, как вы думаете? Решите это, и предположительно более сильный пусть придвинется ближе к линии стульев… Спины ровные!.. Команды готовы? Начали!
Через три секунды пары заканчивают, кроме одной – она «застревает» на середине, палка торчит вверх.
– Стоп! Теперь быстренько меняйтесь парами!.. Не все поменялись, а надо, чтобы у каждого был новый напарник… Посмотрите опять: кто сильнее, тот пусть отступит чуть назад. Это будет фора… Приготовились? Начали!.. Стоп!
Теперь немного по-другому: палку надо повернуть к противнику, каждый берется за нее двумя руками там, где удобно, и тянет противника за палку на себя. Внимание! Ни в коем случае не отпускать руки!
А вот самые простые варианты толкания в позиции стоя (без палки): 1) противники поворачиваются боком друг к другу и толкаются плечами; 2) противники берутся за руки, переплетая пальцы, и пытаются сдвинуть или повалить друг друга.

Дежурная игровая сумка

Вы видели, что много упражнений можно делать и без реквизита. Но, конечно, очень бы хотелось, чтобы у всех наших педагогов была «дежурная игровая сумка» с инвентарем.
Где бы я ни занимался с детьми – в зале, на улице, в группе, в классе, на прогулке – мне эта сумка всегда подспорье, там есть много палочек-выручалочек. Реквизит нехитрый (различные мячи, скакалки, пластиковые бутылки, веревки, мешочки с крупой, различные ракетки, гимнастические палки разного размера, мягкие палки, кегли, разметочные конусы, надувные дубинки, обручи и т.п.) – каждому воспитателю обзавестись таким ничего не стоит. У меня одна такая «сумка на каждый день» стоит на работе, другая дома, чтобы с внуками играть.