О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Н.В.Самоукина
Психологический тренинг
для учителя
М.: Психотерапия, 2006
В книге собраны психотехнические упражнения, актуальные для учителей и школьников. Среди «учительских» игр и упражнений читатели найдут комплексы для снятия напряжения, восстановления работоспособности, для эффективного общения с учениками, коллегами и близкими в собственной семье. Последний фактор обычно не учитывается в психологической литературе для педагогов. Здесь же целый раздел посвящен тому, как можно переключаться с одной роли на другую и не разрушать свою семейную жизнь учительскими стереотипами.
Довольно много внимания уделено анализу педагогического конфликта – с учениками, их родителями, коллегами, администрацией.
Отдельная глава повествует о многочисленных формах педагогического манипулирования в явных и скрытых формах. Вплоть до самых простейших, которые используют походя, ежедневно. Каждый пример сопровождается психологическим анализом ситуации. Например, автор утверждает, что «учитель, использующий средства педагогического манипулирования, обычно называет своих учеников только по фамилии» и называет ребенка в третьем лице в его присутствии: «Вы только послушайте, что он говорит!» А ведь это кажется такими привычными мелочами…
Для тех же, кто настроен на уважительное, партнерское взаимодействие с ребенком, предназначены последние главы, в которых собраны развивающие игры для детей – от старшего дошкольного до старшего школьного возраста.
И.В.Олейник, В.А.Соснин
Тоталитарная секта:
как противостоять ее влиянию
М.: Генезис, 2005
Исходя из того, что тоталитарные секты остаются для большинства из нас просто невнятной страшилкой, авторы подошли к построению текста очень прагматично: коротко, понятно, почти конспективно изложили основные признаки подобных организаций, этапы и способы вовлечения новичков, причины, побуждающие человека вступить в секту, методы противостояния вербовке.
Каждый раздел, даже относительно теоретический, например, рассказывающий о признаках тоталитарной секты, ориентирует читателя именно на то, «как противостоять». В частности, перечисляя признаки или этапы вербовки, авторы предупреждают: «Разумеется, никто вам не будет признаваться в использовании зомбирования, готовности лидеров к противоправным действиям или в том, что рядовые члены секты лишаются не только своего имущества, но и свободы личности. Все это вы сможете узнать из личного опыта общения с сектантами только позднее – и то при условии, что у вас сохранится способность сколько-нибудь критичного восприятия своего положения». Одним словом, авторы всеми силами пытаются убедить читателя в том, что приближаться к этим тоталитарным структурам ни в коем случае нельзя: ни из любопытства, ни из желания прорваться туда и вытащить близкого человека.
Впрочем, такое желание вряд ли может возникнуть у того, кто прочитает о пошаговом вовлечении новичка, которого сначала окружают преувеличенной заботой в противовес «враждебной чужеродной среде», снимают ответственность за принятие решений, в обмен требуют конфиденциальной информации о себе, привязывают ритуалом посвящения. Когда адепт уже достаточно увяз, его волю подчиняют запугиванием, применением психотропных средств, непосильной работой, голодом и психологическим давлением.
Желание держаться подальше возникает уже с первых страниц. Но этим книжка не исчерпывается. В Приложении размещены тексты, предназначенные для тех, кто уже попал или может попасть в беду. Один обращен к подросткам, второй – к тем, чьи близкие стали жертвой сектантов.