Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

МАСТЕР-КЛАСС


Педагог представляет свою программу

Ошибки, которых можно избежать при ее составлении

Множество нареканий у жюри вызывают представленные на конкурс программы дополнительного образования.
В отличие от общеобразовательной программы их актуальность необходимо доказывать. При этом желательно не повторять распространенных ошибок, о которых напоминает Борис КУПРИЯНОВ.

В пояснительной записке автор должен обосновать целесообразность освоения ребенком именно этого содержания. Логично, если система доказательств базируется на половозрастных и социальных особенностях воспитанников, социально-педагогической специфике обстоятельств образовательного процесса.
Важный момент идентификации программы дополнительного образования  – это указание на ее направленность. Определите как можно более отчетливо направление своей программы согласно Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей, сформулированным в Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № ?06-1844.
При всей неоднозначности списка, выбор направленности даже при мутных формулировках цели и задач позволяет зафиксировать вектор образовательного процесса. Даже в хороших программах обнаруживаются следующие типичные ошибки:

– формулировки целей слишком узки или широки, абстрактны, архаичны, задачи не выстроены в какой-либо логике;
– задачи сформулированы шире цели, выходят за рамки цели;
– в формулировках плохо отражаются возраст детей, направленность и длительность программы.

Часто встречаются и другие недостатки. Ожидаемые результаты и способы их проверки представлены слишком конспективно, автор путает контроль как способ оценки эффективности собственной деятельности и контроль как средство развития детей – участников программы. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы не названы.
Как ни странно, в конкурсных программах имеются ошибки в учебно-тематическом плане: так, формулировки разделов и тем не могут быть признаны в полной мере удовлетворительными – темы слишком образные и не отражают образовательного содержания.
Такая формальная составляющая программы, как список использованной литературы, зачастую оформлена неправильно и противоречиво.
Чрезвычайно слабым компонентом бывает раздел «Методическое обеспечение». Не сосредотачиваясь на критике, попытаемся предложить некоторые ориентиры для методического обеспечения. Прежде всего в этом разделе могут быть рекомендации по проведению учебных занятий, цикл годовых мероприятий, цикл организации жизнедеятельности детско-подросткового объединения в течение всей продолжительности программы (от двух-трех до пяти-семи лет). Вполне уместными будут методические описания традиционных мероприятий, системы стимулирования участников (иерархия почетных званий и наград).