Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

МАСТЕР-КЛАСС


Куприянов Борис

Учительский конкурс: чтобы утешительные призы не понадобились

На что стоит обратить внимание, готовясь к смотру профессионального мастерства. Советы члена жюри

Конкурсы, конкурсы, конкурсы. Впечатление такое, что вместо повседневной работы огромная армия педагогов, в том числе и педагогов дополнительного образования, тратит невероятное количество сил на участие в различного рода смотрах профессионального мастерства. И так как остановить этот процесс невозможно, поговорим о самых типичных и досадных просчетах, которые могут испортить впечатление от действительно хорошей работы педагогов. Впрочем, большинство рекомендаций касается педагогической работы вообще и вполне может быть использовано при подготовке любого смотра педагогического мастерства, например, внутришкольного фестиваля открытых уроков.

 

Готовим победу

Если вы решили принять участие в конкурсе, обратите внимание в первую очередь на подготовку показательного занятия. Хотелось бы напомнить, что здесь нет не важных, второстепенных моментов.
Отбор содержания показательного занятия дело непростое, многое зависит от темы, определяемой организаторами конкурса и носящей зачастую рамочный характер. Например, конкурсант должен провести занятие, знакомящее детей со всей программой (темой) или связанное с юбилейной датой. Содержание должно быть ярким и законченным, заключать в себе оригинальность – «изюминку». Типичная ошибка конкурсантов – стремление объять необъятное. Важно выбрать одну главную идею – три (четыре) содержательных элемента и по две-три иллюстрации к ним. Целесообразно хорошенько проверить избранные факты, положения, иллюстрации. Рейтинг участника конкурса резко летит вниз, если жюри отмечает на показательном занятии ошибки, неточности, заблуждения.

Аккуратнее с названиями

При отборе содержания занятия, а также текстов педагогу следует весьма аккуратно проверить их на двусмысленность. Не так давно песенка из мультфильма про голубого щенка никаких иных, кроме изначальных значений, в головах слушателей не рождала. Зато теперь этот цвет скорее всего у современных подростков будет ассоциироваться с секс-меньшинствами.
В некоторых случаях вещи безобидные творческим порывом воспитанников превращаются в неузнаваемые словосочетания. Как-то в ролевой игре один из молодых педагогов придумал назвать свой коллектив «Дом скитальцев», мы еще тогда все по-хорошему позавидовали фантазии начинающего воспитателя, однако уже на следующий день из уст детей мы услышали: «А, дом с китайцами!» Поэтому еще и еще раз, продумав текст показательного занятия, пробегитесь глазами по названиям и ключевым словам, не вызовут ли они бурю веселья в том месте, где это совсем не предусмотрено.
Рассмотрев содержание, перейдем к царице наук – методике. При построении содержания важно следовать логике драматургии: завязка (интрига), развитие, кульминация и развязка, финал. Изначально проигрышно следование стереотипам. Скажем, построение всей канвы занятия по сюжету путешествия особенно грустно смотрится, когда двое или трое конкурсантов произносят сакраментальную фразу: «Ребята, вы любите путешествовать, я предлагаю вам отправиться в путь!»

Звуки имен

Один из ключевых моментов в общении с детьми на занятии – атмосфера, которая в идеале должна быть доброжелательной. Ребята быстро устают от слишком серьезной, напряженной или недостаточно эмоциональной. Поэтому необходимо помнить об общем фоне, в то же время целесообразно сохранять ритм.
Кто-то из великих сказал, что «нет лучшей музыки, чем звуки имени». Действительно приятно, когда на тебя обращают внимание, задают вопросы, тебя видят. При проведении конкурсов педагогов дополнительного образования достаточно давно используются визитки с именами детей – участников конкурсных занятий. Изначально этот методический ход дает возможность педагогу, который в первый раз видит ребят, называть их по имени. Но многие педагоги теряются и не обращаются к юным участникам своего показа. Серьезная ошибка – не называть детей по именам.

Что творится на «камчатке»

Мало у кого вызовет несогласие то, что в ходе занятия педагог должен хорошо видеть всех участников действия – чтобы вовремя обратиться, вовремя заметить вопрос или мнение. Из ложи жюри ярко видно, когда педагог видит передний и средний план воспитанников, а так называемая «камчатка» вываливается из процесса. Еще одна «мелочь» – это движение педагога в момент, когда дети выполняют учебное задание. Педагог, который обходит учащихся, наклоняется к столам, подсказывает, показывает, разговаривает, создает чрезвычайно положительное впечатление.

Умеете ли вы задавать вопросы?

Трудно представить себе что-то более скучное, чем монолог на занятии, тем более на показательном занятии. Поэтому долой монолог, да здравствует диалог! А какой диалог без вопросов?
Естественно, задает эти вопросы педагог. И тут – о чудо! – оказывается, что формулировать вопросы – настоящее искусство. Чувство профессионального стыда вызывает ситуация, когда педагог задает совершенно невнятный вопрос. Пытаясь подыграть ему, дети отвечают и, конечно, не попадают в ответ, придуманный педагогом, который говорит: «Нет, это не так!» Снова такой же мутный вопрос, и снова ответ невпопад, и снова педагог фиксирует ошибку. После третьего раза хочется закрыть уши и глаза.
Для актуализации взаимодействия с детьми используется прием обозначения позиций. Еще больший эффект создается, когда отношения к какому-либо предмету существенно расходятся. Однако на занятии, когда педагог видит детей впервые, противопоставление собственного мнения и точки зрения детей выглядит не очень уместным: ребята теряются, ведь они хотят тоже нравиться педагогу, стремятся вызывать позитивное отношение.

Быстрее, еще быстрее…

Одна из распространенных ошибок  – излишняя торопливость, когда от избытка переживаний педагогу кажется, что занятие идет слишком медленно, и он начинает ускоряться. Это выражается в том, что на выполнение заданий оставляется слишком мало времени, дети не успевают выполнить предложенные действия, ключевые содержательные положения проговариваются скороговоркой, забываются правила и рекомендации, сформулированные в начале занятия.

До чего дошел прогресс? – до невиданных чудес

Современные аудио-визуальные сред­ства помогают педагогу творить настоящие чудеса, в то же время можно говорить о единой и не столь разнообразной схеме: мульти-медиа-презентация, сопровождающая сообщение педагога, озвучка в начале, в конце и пару раз в ходе всего действия, короткий видеофрагмент. Обращение к опыту судейства муниципальных и региональных конкурсов позволяет с горечью констатировать, что оформление помещения редко соответствует современным возможностям. Совсем печально смотрятся на показательных занятиях ошибки на плакатах, презентациях, в кроссвордах.

Жирная эмоциональная точка

С точки зрения психологической гигиены завершение действия должно быть ярким и вызывающим ощущение финала. Совершенно естественным методическим ходом в финале занятия выглядит подарок школьникам – участникам мероприятия, это может быть сувенир, сладкое угощение. Совсем по-особенному смотрится вариант, когда педагог предлагает забрать с собой изготовленный на показательном занятии предмет.