Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗНАНИЯ БЕЗ ШКОЛЬНЫХ ЭТИКЕТОК


Букия Марианна

Город для любимых игрушек

Необычный образовательный проект, предназначенный младшеклассникам

Почти у каждого учителя есть опыт организации какого-нибудь грандиозного проекта. Он остается ярким воспоминанием как для детей, так и для педагога. Вопрос только в том, имеют ли эти увлекательные события образовательный смысл, стоят ли они потраченного времени, урочного, учебного в том числе? Несомненно, если, внимательно наблюдая стихийную детскую жизнь, педагог организует ее, удерживая главный смысл образования  – формирование ребенком образов самого себя и мира. Именно такой проект осуществлен в этом году московской «Школой самоопределения».

Истоки

Пытаясь научить третьеклассников размышлять о самих себе (а заодно писать, читать, рисовать и считать), мы довольно долго разрабатывали с ними проект «Я и моя семья»: писали, рисовали, рассказывали о себе и о своих родителях, бабушках, сестрах, о том, какими они были маленькими и какими стали сейчас, что они любят, чего боятся, о чем мечтают.
Конечно, у каждого члена семьи есть любимый уголок в квартире или в доме. Какой он? Связаны ли между собой человек и окружающее его пространство? Каким должен быть дом для моей семьи? Однажды макеты самодельных домиков выстроились в ряд – получилась улица. Оказывается, дома, в которых живут разные люди, собираются в улицы. Улицы – в города. Мы живем в большом городе – в Москве.
Как-то в музее ребята увидели огромный макет столицы, подробный и точный. Этот макет долго занимал воображение ребят. Очень хотелось создать что-то подобное, только свое. Свой город. Но для кого? Кто там будет жить?
Серьезно занимаясь важными учебными делами, малыши в свободное время активно играли в крошечных куколок из киндерсюрпризов. Человечки, зверюшки, машинки и самолетики высыпались из коробок на парты на переменках, а потом снова запихивались в коробки. Идея! Мы построим город для любимых игрушек!
Проект помогает ученикам начальной школы осознать город как социальную структуру, к которой они тоже причастны. Он позволяет развить рефлексивные, аналитические навыки. И в то же время, поскольку замысел связан с повседневной детской жизнью, любимой игрой, он превращает ребенка в субъект образовательного процесса, равноправного соавтора учебных планов.

Уроки градостроительства и географии

А как вообще строятся города? В классе появилось множество карт разных городов. Их приносили и сами ребята, порывшись в семейных архивах, и учителя. Это были дальние, никому неведомые города, и города, в которых кто-то знакомый уже побывал: наш одноклассник, его родители. Или мы все вместе на каникулах ездили.
После долгого разглядывания, обсуждения стало понятно, что одни города растут кольцами, от старинного центра к современной окраине. Наша Москва такая. Другие – как лучи звезды. Санкт-Петербург, например. А есть те, что тянутся вдоль реки или озера. Вот Переславль, куда класс ездил в осенние каникулы.
Каким станет наш город? Общий. Нужно договариваться. Одни (в основном мальчишки) больше всего любят машины и потому мечтают о шикарных автострадах и тоннелях. Другие (девчонки, конечно) предпочитают парк, по дорожкам которого так приятно скакать на лошади, любоваться лебедями в пруду, цветами на клумбах. Такие разные мечты совместить почти невозможно. Вот тут-то и вспомнились три варианта городской планировки. Река! Она разделит город на две части  – одну парковую, с лошадями и озером, с музеями, театрами, аттракционами, храмами. Вторую  – урбанистическую, со множеством машин, супермаркетов и высотных зданий.
Помимо приобретения навыков работы с картой, исследования градостроительных законов, на этом этапе ребята учатся договариваться, учитывать в процессе работы как свои, так и чужие пожелания. На личном опыте каждый убедился, что многообразие идей обогащает первоначальный замысел, хотя и осложняет процесс воплощения. Но результат того стоит.
Вообще основная работа над проектом ведется по группам. Осваивая социальную структуру большого мира, ребята одновременно учатся взаимодействовать в малом сообществе класса, команды. Вероятно, одно невозможно без другого в настоящем образовании.

Что дети знают о мире и чего хотят от него?

Разбившись на группы, ребята должны были определить семь объектов, без которых не должен существовать ни один город, тем более такой замечательный, как наш. Два объекта совпали у всех команд. Это храм (в парке построили православную церковь и синагогу – исходя из пожеланий присутствующих) и школа. Про институт почему-то никто не подумал. А ведь сколько раз родители твердили детям: будешь плохо учиться – в институт не поступишь. Не помогает. Не думают малыши о вузе. Зато в списке необходимых сооружений нашлось место жилым домам, музеям, электростанциям, магазинам, театрам, зоопарку (без клеток!) и водонапорным башням… В последний момент опомнились: а где же правительство? Решили построить Дом мэра, пусть он оттуда руководит городом.
Создание списка городских объектов позволило ребятам осмыслить сложнейшую инфраструктуру, в том числе и благодаря опыту одноклассников. Технически грамотный ребенок подумал про электростанцию. А «книжная» девочка «намотала на ус». Она и не подозревала, откуда свет в лампочке над письменным столом.
Педагог не настаивает на обязательности какого-то объекта. Он, конечно, время от времени задает вопросы: а как это будет работать? Откуда возьмется? Но его устраивают любые ответы, даже самые фантастические. Для взрослого главное – не научить несмышленышей, а дать им возможность что-то осознать, открыть и воплотить то, что сами придумали, что уже ясно их внутреннему взору.
В то же время макет позволяет педагогу увидеть образовательные (культурные) пробелы учеников.
Вот, скажем, в городе царствует индустрия развлечений. Да, много театров, музеев. Не только карусели и цирки. Есть даже книжный магазин. Интересы детей не назовешь примитивными. Но нет никакого производства, никаких ремесел. Современные дети населили город лошадями, но не подумали о кузнецах. Пустили по дорогам машины, но не устроили ремонтных мастерских. Только в пекарне и парикмахерской можно что-то сделать своими руками. Нет никакой науки.
Значит, учитель попытается так построить дальнейшую образовательную траекторию класса, чтобы со временем в городе мечты появились мастерские, научные лаборатории – все, чем богата современная культура.
Математика проекта
Нельзя сказать, что для строительства города нужно знание таблицы умножения. Зато возникают серьезные проблемы, в программе третьего класса не значащиеся. К примеру, масштаб. Малыши еще не «проходили» такого. Но им нужно создать соразмерные дома и магазины. Соразмерные чему? Игрушке! Она станет нашей меркой, масштабной единицей. Дверь, окно, этаж такого размера, чтобы человечек мог войти, поместиться. С куколкой в руках ребята мастерили все, от скамейки до башни, выверяя, соотнося. Осваивая сразу все географические карты мира и чертежи всех деталей на свете.
Вторая проблема – пространственное видение. Уже готовы дома и деревья. Как их расставить: красиво, удобно, разумно? Долго рисовали мелом на большой картонной заготовке. Ставили, меняли местами, обсуждали. Наконец закрепили объекты. Но это еще полдела. Теперь нужно нарисовать карту города. Перенести объемный макет на плоскость оказалось непосильной задачей. Пришлось сначала на листе бумаги нарисовать дорожную сеть – только тогда ребята сумели нанести на карту парк, озеро и прочие топографические точки. Математики аплодируют, им достанутся прекрасные ученики. Художники радуются. Удивительный прорыв.
Не работая впрямую на программный материал, проект развивает важнейшие для постижения точных наук способности ребенка, позволяет не просто узнать, но и прочувствовать, собственными руками «пощупать» основополагающие понятия.

Открываем себя миру

У каждого города своя история, легенда. У каждого жителя города своя история, свои легенды. Чтобы наш город ожил, ему тоже нужна история и легенды. Ребята сочиняли легенды про город, про реку, про гигантские перелетные чайники, собранные в специальном музее. Про кукол  – как про себя когда-то: истории детства, семья, приключения. Легенды, которые понравились всем, вошли в путеводитель по городу. Получился отличный сборник творческих работ. Перевыполнение любой программы по русскому языку.
Для заинтересованных лиц устроили экскурсии. Заранее договорились, о чем рассказывать, кто что говорит. Родителям интересно, как все делалось. Первоклассникам – что получилось. Ровесникам и старшим нужны истории.
А что нужно самим градостроителям? Пока они на переменах ведут машины по улицам, скачут на лошадях. Возможно, постепенно зреет мысль о новом проекте…

Если вы решили попробовать, то...

…перед началом строительства решите вместе с ребятами, куда вы поставите ваш замечательный город. От этого зависят и его размеры, и то, как вы будете им пользоваться в дальнейшем. Если поставить макет на подоконнике или на полке шкафа, он превратится в чудесное украшение кабинета. Но играть в него будет сложно. К тому же на полке мало места, разве что для крошечного поселка. Поставив город в центре класса (в этом случае можно замахнуться на крупный мегаполис), вы создадите пространство общей игры. Макет в центре класса еще и демонстрация иерархии ценностей. Именно его вы считаете главным результатом своей работы, а не график успеваемости или список должников.
…начните заранее собирать основной строительный ресурс – «тетрапаки» из-под молока, сока. Попросите родителей и детей не выкидывать эти коробки, а мыть их, сушить и приносить в класс. Вам понадобится целый склад коробок. Придется найти место для них в кабинете, чтобы не было свалки.

…попросите всех коллег, знакомых и родственников искать для вас «фигуристые», необычные коробки. В таких продают конфеты, печенье, торты, чай, косметику. Из нестандартных коробок получаются нестандартные дома. К примеру, у коробок из-под торта часто бывает прозрачная круглая крышка. Благодаря ей можно видеть все, что творится внутри сооружения. В зданиях с прозрачными куполами удобно размещать магазины, музеи.

…все, что придумываете, сразу представляйте в материале. Из чего бы это построить? Создание города – опыт воплощения идей. Вот супермаркет: на стеллажах из спичечных коробков и картонок лежат пластилиновые фрукты, на проволочных вешалках – кукольные платья и посуда. В парикмахерской – кукольная мебель. В художественной галерее – картины в рамках (открытки), крошечные скульптуры из пластилина. Строительство города заставляет оценить вещи, прежде воспринимавшиеся как мусор. Оказывается, вокруг столько интересного. Надо лишь увидеть.

…будьте готовы к тому, что макет не сохранит первозданную свежесть. То будут появляться новые кукольные жители. То кто-то исчезнет (в игровом смысле это понятно: уехал в гости), потом вернется. В городе постоянно что-то будет ломаться, дорожки придется чистить. У нас нашлись энтузиасты, готовые заниматься ремонтом, уборкой. Сами, без поручений старших, и не по графику – по доброй воле. Прообраз гражданского самоуправления. Если добровольцы не отыщутся, стоит назначить дежурных по макету.