В ПОИСКАХ СВОЕЙ МЕТОДИКИ
Азбука пластики, мимики, жеста
О роли невербальной коммуникации на уроке
Каждый урок – это маленький спектакль. Но рассчитывать
на роль единоличного режиссера, сценариста и ведущего актера может только очень молодой
и неопытный учитель. Как правило, насыщенный, полноценный урок заключает в себе немалую долю импровизации. И чем точнее педагог реагирует на незапланированные реплики, взгляды, жесты своих партнеров-учеников,
тем интереснее разворачивается действие.
Букварь мимики и жеста
Далеко не каждый ученик (особенно начиная с младшего подросткового возраста) охотно и без стеснения может вклиниться в учительский монолог со своим уточнением или вопросом. Чтобы уловить это желание, учителю зачастую приходится реагировать на невербальные формы коммуникации – изменение позы, мимику, жесты детей. Предлагаем вам интерпретацию самых распространенных и очевидных жестов.
Чуть склоненная к плечу голова говорит об интересе к происходящему. Если же при этом ученики сидят, чуть подавшись вперед, вы можете поздравить себя с тем, что аудитория слушает вас с неослабевающим интересом.
А вот если подбородки опускаются, дети начинают подпирать головы ладонями – это знак утомления и отсутствия внимания. Еще красноречивее о нетерпении и скуке свидетельствуют барабанящие по столу пальцы, постукивающие по полу ноги. Если эти признаки проявляет большинство класса – увы, ученики вас не слушают и лишь с нетерпением ждут конца урока.
Скрещенные на груди или сцепленные в замок руки, желание сесть по другую сторону стола да еще «отгородиться» положенной поперек ручкой, книгой говорят о закрытости, недоверии или негативных ощущениях.
Если ваш визави, опустив голову, начинает стряхивать со своей одежды несуществующие пылинки, знайте, что он не согласен с вашим мнением, но не решается протестовать. Таким образом он вытесняет раздражение от подавленного в себе протеста.
Иногда ребенок сидит, положив подбородок на основание ладони и зажав кончики пальцев губами. Это говорит о подавленном, угнетенном состоянии. Такой ученик остро нуждается в поддержке и одобрении.
Разговор в тишине
Попробуйте проверить, насколько верны приведенные интерпретации жестов. Впрочем, вы можете составить и свой «словарь» невербальных средств выражения. Понаблюдайте за диалогами, где хотя бы один собеседник вам хорошо знаком и вызывает симпатию. Какие его жесты характеризуют согласие, раздражение, отстраненность, сомнение, подчинение. По окончании разговора можно проверить свои предположения, спросив у этого человека, действительно ли он испытывал эти чувства в отмеченные вами моменты.
Не следует забывать и о том, что любая коммуникация, в том числе и невербальная, «работает» в обе стороны. Ученики интуитивно считывают информацию ваших жестов, мимики, даже если не могут сформулировать их значение.
Отследить все свои движения, да еще во время урока очень трудно. Поэтому можно попросить коллегу сделать видеосъемку фрагмента урока (благо теперь эта функция есть и в мобильных телефонах, и в цифровых фотоаппаратах с соответствующей картой памяти). Попробуйте проанализировать, какие жесты и в каких ситуациях для вас характерны. А теперь оцените, как они воздействуют на собеседника: представьте (или вспомните) себя в роли ученика.
Итак, вы сидите за партой, а директор (завуч, экзаменатор) стоит перед вами в вашей любимой позе; сидит за учительским столом; выдвинул стул и сидит напротив класса, ничем не отгораживаясь; ходит по классу; встает у вас за спиной. Возможно, вам удастся выявить в своем поведении подавляющие и укоряющие жесты. Теперь вы хотя бы знаете об этом и можете постепенно от них избавляться.
Помимо избавления от негативных невербальных средств общения можно научиться расширять их позитивные возможности. Попробуйте без слов, только жестами и взглядом, привлечь к себе внимание класса, попросить тишины, сказать ученику: «Я вижу твое несогласие и сейчас дам тебе слово», «Смелее, мы хотим услышать твое мнение».
При помощи невербальных средств коммуникации мы бессознательно выражаем свое отношение к человеку – как расположение, так и неприязнь. Таким образом, ученик, который вызывает у учителя негативные эмоции (педагоги ведь тоже люди), постоянно ощущает это отторжение. Даже если учитель корректен и не дает воли раздражению, он невольно стремится минимизировать контакты с этим ребенком. А это, разумеется, не идет на пользу взаимоотношениям. Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию, попытайтесь хотя бы на одном уроке постоянно или большую часть времени вступать в контакт с таким учеником: постоянно удерживать в поле внимания; взглядом, жестом давать понять, что он важен для вас. После нескольких таких уроков вы почувствуете, что обращение к ребенку, взгляд на него, жест одобрения даются вам естественно, без труда. Для того чтобы протестировать свое поведение, можно снова воспользоваться помощью коллеги, который, посетив ваш урок, попробует догадаться, к кому в классе вы относитесь с антипатией.
Жесты древнее слов. Поэтому их труднее подчинить сознанию. Но даже начав работу в этом направлении, вы существенно расширите свои профессиональные возможности.